Иностранный охотничий туризм жизненно важен для развития охотничьего хозяйства России. Для этого необходима ассоциация профессиональных гидов и проводников России. Вопрос в том, нужно ли оно нам?
Всё началось, как всегда, с невинного банального вопроса: «Какой видится охота в России глазами иностранца?» За ответом на него я пошёл тоже по ставшей уже привычной траектории: создал анонимный опрос и поместил ссылку на него в социальной сети «Фейсбук». Результаты, скажем прямо, удивили. В первую очередь своим количеством: размещал я его в закрытых охотничьих группах совокупным охватом не менее 100 тысяч человек (считаю по численности самой большой группы), а получил 5 (прописью – пять) ответов. На научную достоверность такая выборка претендовать, разумеется, не может, хотя какие-то выводы сделать и получится.
Кроме того, за возможностью пообщаться с охотниками из стран, не входящих в бывший социалистический лагерь, я обратился к дружественному ресурсу BookYourHunt.com – сайту, работающему по тому же принципу, что Booking.com и Airbnb, но посвящённому охоте. Здесь результаты удивили второй раз – своим позитивом. На призыв откликнулось те же пять человек, и из их ответов следовало, что Россия – лучшее место для охоты в мире. В какой-то момент я даже заподозрил, что компания разослала мой опросник лишь тем клиентам, которые могли дать только заведомо положительные отзывы. После детального рассмотрения выяснилось, однако, что дело в другом.
Мы привыкли думать, что отзывы в интернете пишут только те, кто чем-то недоволен, остальные же, не привлекая к себе лишнего внимания, спокойно переваривают свой позитивный опыт. В данном же случае всё получилось наоборот: в опросе поучаствовали только те, кто готов был поделиться радостью со всем миром, недовольные же рассылку просто проигнорировали. Предполагаю, что такой же «позитивный уклон» присутствовал и в фейсбучном опросе, и это надо учитывать при анализе результатов. Кстати, о них.
Хорошо: природа и охота
Если верить результатам опросов, то в том, что касается охоты, у нас в России всё очень хорошо. Даже более чем хорошо. «Это самая моя любимая страна из всех стран, в которых я охотился. Я побывал в более чем 35 странах, но Россия стоит выше всех по качеству трофеев и количеству зверя. Люди прекрасны, и еда восхитительна, – говорит Аарон Симсер, владелец таксидермической студии Artistic Wildlife, пожелавший не остаться анонимным. – Россия очень привлекательна по цене и безопаснее других направлений за пределами Северной Америки. Хотя языковой барьер очень сложно преодолеть (без переводчика шагу не ступить), там весело и интересно. Palana Outfitters – команда высшего уровня, потрясающий персонал, всё было организовано с точностью до малейших деталей. Я планирую охотиться в России каждый год».
Это мнение разделяют большинство респондентов. При этом основное преимущество России как охотничьего направления – не столько даже количество зверя, сколько качество природы («нетронутые просторы») и охоты. Она, по мнению опрошенных, «настоящая», непохожая на рафинированную картинку из телевизора. Охота в России воспринимается как настоящее приключение, которым можно гордиться даже в отрыве от добычи и «трофеев». Среди вариантов ответа на вопрос относительно главных недостатков охоты в России никто не выбрал «мало дичи» или «плохо с природой». Расценки тоже представляются вполне адекватными. Иными словами, если рассматривать нашу охоту как коммерческое предложение, то оно у нас вполне привлекательно: «Россия – это как Аляска и Канада, только вдвое дешевле».
Средне: транспорт и сервис
Сложности с дорогой и качеством оказываемых услуг – это то, что, по распространённому мнению, является главной проблемой охотничьего хозяйства в России. Данный опрос (не забываем, правда, об ограниченном числе участников) это мнение не подтверждает. Объективно Москва – транспортный хаб мирового уровня, добраться до неё не сложнее и не дороже, чем до любой случайно выбранной точки, находящейся на том же удалении от места постоянного проживания туриста. Вот от Москвы до места охоты могут быть проблемы, но о них упоминают далеко не все опрошенные.
Качество сервиса, наверное, можно оценить как среднее: ответы от «очень плохо» до «лучше, чем где бы то ни было» встречались в примерно равных пропорциях. Впрочем, здесь надо иметь в виду один момент. Я как-то уже рассказывал, кажется, что на охоте в Таджикистане, где клиентов размещали в пастушьих хижинах, построенных по неолитическим технологиям, американцы оценили сервис на 5+. Такую оценку они поставили не за пятизвёздочный комфорт, а за то, что один из проводников не спал всю ночь и то заносил в хижину жаровню с горящими углями, то выносил, поддерживая таким образом более-менее комфортную температуру. В зачёт идёт усердие, а отношение «и так сойдёт, a la guerre comme a la guerre» не прокатывает. А вот над профессионализмом (и трезвостью, но об этом ниже) егерей стоит поработать.
Под вопросом: этика и легальность
Практически все респонденты ответили, что вопросы этики и легальности в охоте имеют для них принципиальное значение – «иначе ты просто браконьер». Серьёзных проблем с легальной стороной охоты респонденты не отметили – «разве что пустяки, не стоящие внимания», «Россия есть Россия, тут ничего не бывает 100% по закону». Однако ответы на вопрос «Всё ли было легально в вашей охоте?» стоит воспринимать, как это говорится у них в Америке, со щепоткой соли. Один и тот же респондент может выбрать вариант «Я уверен, что всё было на 100% легально» и тут же рассказать, что не брал на охоту своё оружие, а арендовал у организатора охоты.
С этикой всё однозначнее – и хуже. Почти все участники опроса на «Фейсбуке» отметили те или иные проблемы с поведением егерей, и многие указали «недостаток этики у гидов» как основную причину, по которой охотиться в России не стоит.
Плохо: алкоголики и бюрократы
Судя по результатам опроса, главной бедой России следует считать не дураков и дороги, а алкоголь и бюрократию. «У России есть репутация страны, где все егеря имеют проблемы с алкоголем, – пишет один из участников. – Я не говорю, что эта репутация заслуженная, я говорю, что она есть». Злоупотребляющие этанолом егеря ставят под угрозу не только успех охоты, но и безопасность клиентов. «Аутфитерам надо серьёзнее относиться к дисциплине среди своих сотрудников», – резюмирует другой охотник.
Но каким бы злом ни представлялся алкоголь, бюрократия, волокита и коррупция намного хуже. Проблемы возникают на всех уровнях, от получения виз до вывоза трофеев. Тому не дали многократную визу, хотя он по закону вполне на неё мог претендовать («Правда, учитывая, что я 38 лет прослужил в армии США, могу их понять»), другой два года не мог получить одобрение на вывоз черепа добытого медведя («Нужно согласование восьми разных министерств и ведомств – нельзя это как-то упростить?»). При этом речь идёт о людях, которые в целом очень довольны своей охотой в России и не возражают вернуться ещё раз. О ввозе-вывозе оружия можно и не говорить. При этом недоумение вызывают не столько строгость правил и потерянное время, сколько то, что сотрудники «сами не знают собственных правил, и никто не может принять решение». В списке причин, по которым не стоит ехать на охоту в Россию, бюрократия лидирует с большим отрывом.
Очень плохо: жулики
Как минимум один участник опроса стал жертвой откровенного мошенничества со стороны аутфитера. «В первый раз я поехал на охоту, которую купил на аукционе на одной из охотничьих конвенций. Охота была не организована: в лагере не было никакого снаряжения, даже палаток. После первого же дня охоту пришлось прервать: егеря были не готовы её предоставить. Аутфитер предложил скидку на следующую охоту с добавлением нескольких трофеев. Я согласился. Аутфитер взял деньги и перенёс охоту на даты, когда я не мог приехать. По сути, просто украл мои деньги. Позже я выяснил, что охоту на мои даты отдали другому клиенту. Я уже тысячам охотников сказал, чтобы не связывались с этим аутфитером. Но мои 13 тысяч долларов мне это не вернуло».
Если вы думаете, что это какой-то единичный случай – вы заблуждаетесь. Ущерб, который подобные жулики наносят всей охотничьей отрасли России, тоже не нуждается в комментариях.
Важно: информация
Если смотреть не только на сами ответы, но и на то, как они коррелируют друг с другом, то сразу бросается в глаза важность информации. Те охотники, которые оценили уровень информированности об охоте в России как достаточный или высокий, остались довольны и всеми прочими аспектами охоты, от транспорта до сервиса. И наоборот, те, кто на вопрос «Как вы оцените уровень информации об охоте в России, доступной в вашей стране?» выбрали вариант «недостаточная и/или неточная», оказались недовольны и сервисом, и транспортом, а часто и охотой. Что и логично: чем больше информации, тем адекватнее ожидания, чем адекватнее ожидания – тем легче их удовлетворить.
При этом если в англоязычных странах информацию об охоте в России добыть можно, хоть и с грехом пополам, то в Швеции или Мексике с этим, похоже, всё совсем печально. Печально и то, что лишь один охотник упомянул в числе источников информации «книги». Книга – это не просто стопка бумаги, не брошенное на ветер слово в разговоре на охотничьем шоу, не страничка в интернете, где кто угодно может написать что угодно; книга – это источник самого высокого уровня доверия. А их нет.
Tout va très bien, Madame la Marquise?
Вся подготовка августовского номера «Русского охотничьего журнала» за 2019 год, в котором был напечатан этот материал, вращалась вокруг информации о том, что количество приезжающих в Россию иностранных охотников за последние 20 лет сократилось в 30–40 раз. Речь идёт, разумеется, об официальных цифрах – и тут сразу встаёт вопрос о том, какое количество охоторганизаторов и охотников решило исключить параметр «бюрократия» из уравнения и провести охоту «втёмную»? Тем не менее даже с самыми щедрыми поправками на нелегальные охоты снижение числа иностранных охотничьих туристов не заметить невозможно. Но значит ли это, что с российской охотой глазами иностранца что-то не так?
Не факт. Есть же ещё и внутренний спрос. Ветераны форума guns.ru вряд ли забыли легендарную тему о поездке на Омолон. А значит, должны и помнить, что тогда, на пике «гламурных нулевых», сама мысль о том, что простой русский охотник (пусть даже «простой топ-менеджер „Газпрома“») может отдать несколько тысяч долларов за охоту в России, казалась кому-то дикой, кому-то – новой и неожиданной. С начала капиталистических отношений те, у кого появлялись деньги, в первую очередь бросались осваивать Африку и прочие недоступные строителям коммунизма направления. И лишь потом начали вспоминать, что и в России, собственно, есть куда съездить.
При прочих равных условиях любому игроку в сфере услуг проще обслуживать своих, чем заезжих. Им и визы не нужны, и уровень сервиса родной и привычный, и лишних вопросов не задают. Поэтому одной из причин падения спроса на российские охоты со стороны иностранцев могла стать просто конкуренция со стороны охотников из России. А если так, то ничего особенного с нашей охотой не происходит – в Америке, чай, тоже 95% клиентов свои, домотканые. Так может быть, и правда – всё хорошо, прекрасная маркиза?
Зачем нам вообще какие-то иностранцы?
Иностранный охотничий туризм нам нужен. В первую очередь как эталон: так ли у нас хорошо, как могло бы быть? До появления «японок» и «немок» в СССР многие были искренне уверены, что «Жигули» – машина хорошая, а «Волга» – предел мечтаний. В этой статье нет места и не место говорить о том, зачем нам нужно охотничье хозяйство вообще – скажу лишь, что это самый эффективный и часто единственный способ управления дикой фауной. А при нынешнем уровне развития человеческой цивилизации у нас есть выбор между «как-то управлять фауной» и «не иметь никакой фауны», третьего не дано. Без двустороннего обмена информацией – как о поездках «наших» охотников «туда», так и о приёме «здесь» охотников «оттуда» – мы никогда не узнаем, насколько качественным и эффективным наше охотничье хозяйство могло бы быть. А значит, будем лишены и мотивации совершенствоваться, и указаний на то, где есть что улучшить.
Где в первую очередь нужны усовершенствования?
Количественные оценки на таком малом числе респондентов давать бессмысленно, но клиенты BookYourHunt.com по всем параметрам более позитивно настроены относительно охоты в России, чем средневзвешенный охотник-турист из «стран дальнего зарубежья». И если попытаться понять почему, то в первую очередь обращает на себя внимание то, что клиенты BookYourHunt.com намного выше оценили уровень доступной им информации. Кроме того, на BookYourHunt.com есть входной контроль охоторганизаторов. При этом ничего сверхъестественного онлайн-маркетплейс не делает. Основные критерии, по которым охотхозяйство или аутфитер допускаются на сайт: это должен быть непосредственный поставщик услуг, не посредник, и он должен работать на легальной основе, со всеми необходимыми лицензиями и разрешениями. Но и это уже помогает свести факторы, влияющие на удовлетворённость клиентов, к минимуму. Осталось только понять, что сделать с бюрократией.
Ассоциация охотпользователей России
Первое, что приходит в голову, глядя на шорт-лист главных препятствий развитию охотничьего туризма в России – бюрократия, недостаток информированности клиентов, высокая доля «чёрных овец» среди аутфитеров, – это необходимость создания профессиональной общественной организации тех, кто занимается организацией таких охот. Подобные организации существуют и на Аляске (Alaska Professional Hunters Association), и в Намибии (Namibia Professional Hunters Association), и в Британской Колумбии (Guides and Outfitters Association of British Columbia), и вообще практически везде, где есть охотничий туризм и индустрия профессиональной охоты. Естественно, такая организация – назовём её условно «Ассоциация охотпользователей России», хотя название может быть каким угодно – полностью всех проблем не решит, но к какому-то приемлемому уровню привести может.
В России есть достаточно игроков в сфере охотничьего туризма, которые работают на высоком уровне. Им, в общем, достаточно объединиться и объявить о своём существовании на IWA, Shot Show, конвенциях DSC и SCI. Зарубежные охотники заведомо готовы действовать по принципу «член ассоциации – хорошо, не состоит в ассоциации – плохо». Для начала членство в ассоциации может играть роль того самого входного контроля – минимального уровня проверки «на вшивость», которого уже, в принципе, достаточно, чтобы снизить уровень проблем на порядок. Лоббистский потенциал ассоциации будет достаточно высоким, чтобы если не пробить изменения в законодательстве относительно легализации аренды оружия, то хотя бы убедить таможенников и прочих чиновников лояльнее относиться к приезжающим из-за рубежа охотникам. Наконец, пресс-служба ассоциации могла бы заниматься продвижением российских охот в информационном пространстве: писать и публиковать в журналах материалы об охоте в России, работать в соцсетях, организовывать пресс-туры и т. п.
Всё это звучит красиво, но не выдерживает соприкосновения с реальностью. Очень легко можно себе представить, как такая ассоциация становится фактически легализованной мафией, контролирующей все денежные потоки от иностранного туризма. Никто не сумеет выйти в обход организации на рынок и создать её членам конкуренцию. Лобби заблокирует выдачу лицензий и разрешений, информационные ресурсы выдадут поток ложно-отрицательных отзывов и критики. Да и с таможенниками и сотрудниками службы безопасности можно договориться не только пропускать иностранцев, которые едут к членам ассоциации, с хлебом, солью и духовым оркестром, но и создавать тем, кого нет в списке, всевозможные препятствия. Закрывшись от конкуренции, члены ассоциации будут спокойненько почивать на лаврах, предлагая услуги заниженного качества по завышенным ценам, и обо всём, связанном с повышением стандартов и т. д., можно будет забыть.
Впрочем, отставить панику: даже мафиизацию охотничьего бизнеса воображаемая «Ассоциация охотпользователей России» осилить не сможет. Так подсказывает эмпирическое знание: попытки создать подобную организацию предпринимались неоднократно. На бумаге сейчас в России их благополучно действует – вернее, бездействует – как минимум две. Вы сможете, не спросив у «Яндекса», вспомнить их названия? Я – нет. Так что новая ассоциация нас не спасёт. А вот сертификация услуг егерей, проводников и гидов – может; по крайней мере, эту позицию мы ещё не пробовали.
Есть и другие вопросы. В частности, так ли много у нас нетронутых просторов и непуганых зверей, как это представляется приезжающим из-за рубежа охотникам? Не станет ли дополнительный охотничий пресс от трофейных охот непереносимым бременем на наши популяции – ведь, положа руку на сердце, мы не очень-то хорошо представляем себе их реальное состояние. Схемы охраны природы, основанные на спортивной и трофейной охоте, работают при двух условиях: 1) если продать одного крупного самца иностранцу выгоднее, чем выхлестать целое стадо на мясо; 2) если у охотпользователя есть уверенность в завтрашнем дне. В России здесь и сейчас и с тем, и с другим как-то не очень. Даст ли развитие охотничьего туризма позитивный импульс тихо вымирающей российской глубинке – бабушка надвое сказала. Впрочем, если не делать ничего, то скоро мы и так останемся ни с чем.
Русский охотничий журнал, август 2019 г.