20 октября 2018 года был опубликован проект изменений в Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ. Если предложения Росгвардии будут приняты, жизнь охотников серьёзно осложнится.
Основным моментом предлагаемых Росгвардией изменений стало то, что требования к условиям хранения оружия, предотвращающих доступ к нему третьих лиц, по месту постоянного пребывания, теперь в полном объёме распространаются на места временного пребывания. Более того, если владелец оружия покинет место постоянного проживания с оружием на срок более трёх дней, то должен будет в трёхдневный срок уведомить Росгвардию о месте своего фактического нахождения.
Точный текст предлагаемых изменений гласит: «Гражданин Российской Федерации обязан уведомлять любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтверждения факта такого уведомления, территориальный орган Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по месту пребывания или фактического нахождения о хранении принадлежащего ему оружия, зарегистрированного в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальном органе, более трех суток в таких местах не позднее трех рабочих дней со дня прибытия в указанные места». Это правило касается и иностранных граждан, находящихся на территории России.
Проект был опубликован всего три дня после того, как студент колледжа в Керчи использовал принадлежащее ему гражданское оружие, чтобы расстрелять своих одноклассников - и был воспринят прессой и оружейным сообществом как реакция на неё. Если это действительно так, то совершенно непонятно, каким образом эта мера сможет повлиять на возможное повторение подобных событий в будущем. Ведь юноша, устроивший стрельбу в колледже, проживал именно в этом городе и места постоянной регистрации на срок более трёх дней не покидал.
Даже в отрыве от керченской трагедии целесообразность предлагаемых мер вызывает сильные сомнения. Дело в том, что несколько лет назад – ещё до того, как лицензионно-разрешительная система была передана в ведение Росгвардии - нечто подобное уже вводилось. Единственным итогом этой меры стала катастрофическая перегрузка непродуктивной учётной работой сотрудников полиции на местах – в первую очередь участковых инспекторов, которым приходилось объезжать охотников и заниматься переписыванием их оружия, привезенного с собой. Особенно это впечатляло в сезон весенней охоты или открытия осенней охоты по перу, когда в особо популярные районы приезжало сразу несколько десятков, а иногда и сотен охотников.
Справедливости ради, некоторые предложения Росгвардии вполне разумны. Так, например, предлагается сделать исключение в плане соблюдения правил хранения оружия, препятствующих доступу третьих лиц, теми лицами, для которых это объективно невыполнимо - «гражданами, ведущими охотничье хозяйство, работниками организаций независимо от формы собственности, занимающихся оленеводством в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, подразделениями Российской академии наук, проводящими полевые работы, связанные с геологоразведкой, охраной природы и природных ресурсов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, либо работниками специализированных предприятий, ведущих охотничий или морской зверобойный промысел». Напомним, что в последнее время было возбуждено несколько уголовных дел относительно нарушений правила оборота оружия представителями коренных малочисленных народов Севера, вызвавших возмущение общественности. Кроме того, однозначно проговорено, что для транспортировки оружия воздушным транспортом не требуется разрешения Росгвардии.
Тем не менее, негативные моменты поправок явно перевешивают позитивные. Создаётся впечатление, что мы можем иметь дело с попыткой воспользоваться общественным потрясением на фоне трагедии, чтобы «протащить» через парламент удобные для предлагающих, но непопулярные меры (и это при том, что Администрация Президента РФ призывает, прежде чем производить «те или иные действия», сначала «определить все детали этого трагического массового убийства» и провести «очень глубокий анализ»). Хочется надеяться, что при рассмотрении проекта ответственные лица сумеют объективно и взвешенно оценить суть предлагаемых решений.
Тем временем, каждый российский охотник может попытаться повлиять на процесс рассмотрения предложений Росгвардии. На сегодняшний день проект проходит стадию публичного обсуждения, и любой гражданин может высказать своё мнение по сути предлагаемых поправок, оставив сообщение на портале regulation.gov.ru.