12 сентября 2018 года Министр охраны природы Новой Зеландии Юджини Сейдж подписала приказ о проведении массового отстрела гималайского тара. Местное охотничье сообщество протестует.
Тар – вид горных копытных, изначально обитавший в Гималаях. В Новую Зеландию его завезли в конце XIX века, и это долгое время считалось большой природоохранной удачей: на территории Непала, Индии и Тибета популяция таров находится под угрозой и постоянно сокращается. В Новой Зеландии же тар процветает, и даже более того – его численность намного превышает оптимальную, определённую в 1993 году как не более 10 000 голов. Перенаселение, как считается, создаёт угрозу для местных экосистем, в том числе эндемичных видов.
Чтобы привести численность в установленные рамки, Министерство охраны природы собирается в ближайшее время отстрелять на землях, находящихся в государственной собственности, 3 000 взрослых самцов тара и 7 000 самок и детёнышей. В дополнение к этому будет полностью истреблена популяция тара на территории национальных парков «Вестланд – Тай Путини» и «Аораки – Маунт Кук». Кроме этого, от охотничьих организаций и аутфиттеров потребуют организовать отстрел ещё 7,500 таров. Если охотники не справятся с задачей, Министерство охраны природы проведёт дополнительные отстрелы своими силами. Отстрел будет производиться с вертолётов профессиональными стрелками, состоящими в штате Министерства. Всего будет уничтожено от 17 до 25 тысяч животных.
Данное решение вызвало протест охотничьего сообщества. Не отрицая необходимость сокращать численность таров, охотничьи организации ставят под сомнение необходимость столь жёстких мер. Так, «Фонд тара» указывает, что план управления численностью тара, принятый в 1993 году, с тех пор ни разу не пересматривался (хотя предполагает ревизию каждые 5 лет) и не отвечает современным требованиям. Вызывает сомнения и научное обоснование поставленных целей. Так, Министерство охраны природы оценивает численность тара в 35 000 особей. Однако, по данным самого же министерства, с учётом статистической погрешности, эта цифра может колебаться в пределах от 17 000 до 50 000. Что, если на самом деле таров в горах Южного острова всего около двадцати тысяч? Есть вопросы и к деталям реализации плана. Например, не оговаривается, будет ли как-то организована утилизация туш, или их просто бросят гнить в горах?
По иронии, Министр охраны природы Юджейни Сейдж, стоящая за приказом о массовом истреблении тара, которое может поставить популяцию на грань исчезновения, является членом новозеландской партии «Зелёных».
Новозеландские аутфиттеры предполагают, что это решение – умышленный удар по охотничьей отрасли. Планы отстрела предполагают изъятие взрослых самцов и самок с детёнышами в пропорции 30/70, при том, что в реальности доля взрослых самцов в популяции не превышает 16%. Учитывая, что взрослые тары часто стоят на хорошо заметных скальных выступах, при отстреле с вертолётов они первыми попадают на мушку. Поэтому сокращение численности по плану министерства приведёт по сути к истреблению всех трофейных таров. Это снизит интерес к охоте на тара, что в свою очередь вызовет кризис в охотничьей отрасли Новой Зеландии – одной из главных статей дохода Южного острова.
Новозеландские охотники ведут активную борьбу за приостановку и пересмотр приказа о сокращении численности тара, используя различные средства: от прямых письменных обращений к Министру охраны природы и членам Парламента до попыток объединиться с защитниками прав животных. Национальная партия Новой Зеландии уже выступила с критикой плана; кроме того, готовится судебный иск против Министерства.