Второй раз группа депутатов киргизского парламента внесла на рассмотрение законопроект о введении десятилетнего моратория (2020-2030) на добычу ряда животных обитающих на территории Киргизии: горный баран - архар (Ovis ammon), козел горный - козерог (Capra sibirica), косуля (Capreolus pygargus), благородный олень - марал (Cervus elaphus asiaticus), кабан (Sus scrofa), находящихся в состоянии естественной свободы.
Авторы законопроекта считают, что мораторий будет хорошо сочетаться с намеченным на 2019 год вступлением в силу нового Уголовного кодекса. В новой редакции закона статья 295 «Незаконные охота и добыча рыбы либо водных животных», предусматривает уголовную ответственность за незаконную охоту в отношении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, а равно животных, на которых введен запрет на пользование.
Ни для кого не секрет, что в Киргизии распространена охота для иностранцев, которая приносит не малый доход в бюджет страны. Это была одна из причин, по который законопроект уже был отклонен в 2017 году.
Архары считаются редкими животными и занесены во второе приложение СИТЕС, в связи с чем, на добычи на территории Киргизии выдается весьма ограниченное количество разрешений на добычу. Тем не менее, на территории страны развита, так называемая, «черная охота», когда звери добываются нелегально, а потом вывозятся контрабандным путем с территории страны.
По утверждению авторов законопроекта, сейчас численность стад диких копытных в Иссык-Кульской и Нарынской областях не превышает 20 голов. Средняя плотность архаров – одна особь на квадратный километр, что в 20 раз ниже нормы. Уменьшение числа копытных напрямую угрожает выживанию снежных барсов.
В Киргизии распространена так называемая «валютная» охота – немалая доля разрешений на отстрел животных выдается иностранцам. Также охоту любят многие чиновники и силовики. При этом браконьеров в Киргизии намного больше, чем тех, кто охотится по закону.
Если законопроект будет принят, то трофейным охотникам придется надолго забыть о желанных трофеях Киргизии.
Фото: Angelina Cecchetto