Прошедший в августе форум «Армия 2022» запомнился гражданскому оружейному сообществу не только многочисленными презентациями «не имеющих аналогов» образцов военного и двойного назначения, но и возвращением в поле зрения публичной оружейной политики экс-руководителя «Право на оружие», ныне депутата Государственной думы РФ Марии Бутиной.
В небольшом зале павильона «Диверсификация» организаторы двух панельных дискуссий о гражданском оружии подготовили два десятка мест в зале и 5 мест в президиуме. Было бы неправдой сказать, что даже в столь камерной аудитории яблоку негде было упасть, но и оставшиеся свободные места в глаза особенно не бросались. Здесь в разгар проведения форума Союз российских оружейников провёл два мероприятия в формате круглого стола. 17 августа состоялась дискуссия «Глобальный и национальный рынок стрелкового оружия. Ответы на новые вызовы», а на следующий день – логическое продолжение разговора: «Стрелковая отрасль как основной элемент мобилизационной готовности России».
Формулировки более чем достойные. Отражают всё то, о чём говорят и думают многие владельцы оружия в России (охотники, спортсмены, «тактикульщики»). Хорошо видно, что организаторы дискуссий хотели как лучше, а получилось… Ну, вы сами понимаете. Характеризует мероприятие отсутствие на нём журналистов изданий федерального уровня. Медиасопровождение круглых столов, очевидно, полностью соответствует месту оружейной отрасли в отечественной информационной повестке дня.
В двухдневных дебатах принимали участие хорошо знакомые нашему сообществу фигуры: экс-руководитель «Право на оружие», ныне депутат Госдумы РФ Мария Бутина, генерал-лейтенант полиции Леонид Веденов, президент концерна «Калашников» Алан Лушников. В первый день присутствовал нынешний начальник Управления лицензионно-разрешительной работы Азамат Дышеков. Модерировал дискуссии исполнительный директор Союза российских оружейников Владимир Жихарев, который приложил максимальные усилия к тому, чтобы мероприятие не превратилось в офлайн-аналог «Ганзы».
Характеризуя рынок гражданского оружия, представители производственных предприятий сразу обмолвились, что им всё сложнее конкурировать с поставками дешёвого турецкого оружия, на что регуляторы предложили лоббировать во властных коридорах заградительные пошлины для импортных стволов. О конечном потребителе, разумеется, в этом контексте даже не вспомнили. Как говорится, загляните в прайсы оружейных магазинов, вспомните цены 2021 года и делайте выводы самостоятельно.
Поднимался вопрос о нехватке стали для производства стволов, на что Л. Веденов предложил производителям скинуться и заказать на сталелитейном заводе 100 тысяч тонн нужного проката, мол, по его информации, это минимальный объём, который берутся отлить нынешние владельцы металлургических предприятий в России. А вот отменить принятые в 2021 году поправки в закон об оружии, по его мнению, уже совершенно невозможно. «Никто никаких послаблений в закон не внесёт», – отрезал экс-руководитель лицензионно-разрешительной системы.
Иллюстрируя мысль генерала, нынешний начальник профильного главка из Росгвардии А. Дышеков с явным удовлетворением упомянул, что количество владельцев гражданского оружия снизилось с 5,2 млн. человек в 2010 году до 3,6 млн в году нынешнем. По его словам выходило, что последняя редакция закона «Об оружии» – это отличная версия, с которой всем будет жить намного легче, чем раньше. В ответ регуляторам из зала прозвучало обвинение, мол, такими нововведениями власть просто лишает оружейный рынок «кормовой базы», то есть потенциальных покупателей оружия, патронов, оборудования и снаряжения. Верная по содержанию терминология в конкретном контексте заставила аудиторию поджать губы. Ведь речь-то о клиентах, людях, к которым неплохо бы проявлять несколько больше уважения.
Интересную мысль в первый день проведения круглых столов высказала Мария Бутина. По её мнению, сейчас вопросы гражданского рынка оружия нужно рассматривать в контексте специальной военной операции и патриотического воспитания. Слушатели с ней, конечно, согласились, готовясь выслушать её идеи о повышении мобилизационной готовности граждан. Но когда во второй день была объявлена соответствующая тема круглого стола «Стрелковая отрасль как основной элемент мобилизационной готовности России» и сама депутат, и сидящий с ней рядом в президиуме генерал Веденов предпочли говорить о масс-шутингах в учебных заведениях, чем затрагивать тему обучения граждан стрелковому делу для отражения внешней агрессии.
Подмена темы дискуссии удалась, вопросы мобилизационной готовности свелись к школьным урокам ОБЖ, которые почему-то обязаны взять на себя немногочисленные стрелковые федерации. Не забыла Мария Бутина упрекнуть оружейное сообщество в детском поведении, припомнив, как её имя «обливали» на одном из популярных интернет-форумов. Впрочем, депутат Госдумы призвала обращаться в её приёмную всех конструктивно настроенных представителей оружейного сообщества, чем явно заинтересовались некоторые участники круглого стола. Такой союзник в нижней палате парламента и правда лучше, чем совсем никого.
Самый главный вывод по результатам мероприятия: нашим «сливкам» оружейного сообщества ещё долго нужно учиться культуре деловой коммуникации, при которой даже подобная дискуссионная встреча – это мероприятие прагматическое, направленное на поиск компромисса, торг за пусть и незначительные, но всё же взаимные уступки в мелочах и деталях, из которых и состоит цивилизованное общество. А в нашем случае круглый стол – лишь повод в очередной раз вылить друг на друга накопившиеся эмоции или напомнить окружающим о собственных заслугах 15-летней давности. Дело, конечно, тоже нужное, но для оружейного сообщества совершенно бесполезное.
Все статьи номера: Русский охотничий журнал, октябрь 2022