22 апреля родился Владимир Ильич Ленин, основатель Советского государства, убеждённый и страстный охотник.
Владимир Ильич посвящал охоте большую часть свободного времени, которое у него было. Охота материально и духовно поддерживала его в годы сибирской ссылки.
"До сих пор преобладали осенние деньки, когда можно с удовольствием пошляться с ружьем по лесу. Я и зимой, вероятно, не оставлю этого занятия. Зимняя охота, например, на зайцев не менее интересна, чем летняя, и я отношу ее к существенным преимуществам деревни". "Владимир Ильич был страстным охотником, завёл себе штаны из чёртовой кожи и в какие только болота не залезал. Ну, дичи там было!" – вспоминает Надежда Константиновна Крупская.
Владимир Ильич с помощью брата Дмитрия купил и с нарочным доставил себе в ссылку новое ружье -Франкотта. Из письма Владимира к Дмитрию: «Получил твое письмо по ружейной части и спешу ответить, не дожидаясь обещанного прейскуранта. Дело в том, что у меня есть прейскурант оружейного магазина И. Шенбрунера (Старый Газетный переулок, между Тверской и Никитской, д. Толмачева), присланный мне прошлой зимой Марком. В этом прейскуранте особенно подходящими мне показались централки Авг. Франкотта в Люттихе — стр. 6—7 (45—55 р., чокбор — кстати, верно ли, что "чок" увеличивает кучность и резкость боя, как заявляет прейскурант и как я слышал от охотников? Если правда, то это, должно быть, очень удобная вещь, — калибр 12 и 16, вес около 7 /г ф.) — и еще стр. 22, легкие ружья той же фирмы». (26 января 1899г.) Опробовали централку прямо во дворе. Палили по забору.
Уже после революции, возглавив молодую Советскую Республику, Владимир Ильич уделял охоте большое значение как законодатель и государственный деятель. В частности, в самый разгар Гражданской войны был опубликован такой декрет:
Декрет Совета Народных Комиссаров.
О сроках охоты и о праве на охотничье оружие.
1. Запрещается повсеместно производство охоты в весеннее и летнее время до 1‑го августа 1919 г., за исключением охоты с научной целью, на производство которой выдаются особые разрешения Народным Комиссариатом Земледелия.
2. Запрещается повсеместно всякая охота на лосей и коз.
3. Запрещается собирание птичьих яиц с какой бы то ни было целью, кроме целей научных, в порядке разрешений, указанных в п. 1.
4. Запрещается всякая торговля свежеубитой дичью до 1‑го августа 1919 г.
5. Конфискация охотничьего оружия у лиц, имеющих свидетельство на право охоты, производится только по суду.
6. За нарушение этих правил виновные отвечают по суду,
7. Народному Комиссариату Земледелия и Научно-Техническому Отделу Высшего Совета Народного Хозяйства поручается выработать правила о сроках охоты, о запретных способах охоты, об установлении заповедных мест и т. д. и представить их на утверждение Совета Народных Комиссаров не позднее 15 июля с. г.
Подписали:
Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин).
Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров В. Бонч-Бруевич.
Секретарь Совета Народных Комиссаров Л. Фотиева.
Владимир Ильич Ленин первый раз приехал в усадьбу Горки в 1918 году. Здесь он не только отдыхал и восстанавливал своё здоровье, но также продолжал работать и даже ходил на охоту.
В Горках Владимир Ильич любил охоту. Она помогала ему отдохнуть и отвлечься от всего. На нее его сопровождали садовник, лесник или один из комендантов Горок. Путь в лес проходил через центральную аллею, ров и поле. Ленин любил охотничьих собак. Одна из них даже запечатлена с ним на фотографии. Она тоже была жительницей усадьбы и звали ее Найда.
Охотился Владимир Ильич и зимой, и летом. На экспозиции в Северном флигеле в музее в Горках представлены его охотничьи костюмы для всех времён года и бельгийское ружьё Лебо-Куралли, выданное ему со складов ВЧК.
Интересно то, что он ходил на охоту не столько для того, чтобы добыть зверя, ему просто нравились прогулки и свежий лесной воздух, а также возможность полюбоваться зверем или птицей. «Мне не важны зайцы...Может, встретив, я и не стал бы стрелять в них. Зайцы – пустяк, а вот по лесу походить, зимним воздухом надышаться на целую неделю – это настоящее удовольствие, и этому я очень рад...»