27 июня 2019 г. было официально опубликовано распоряжение французского правительства, разрешающее применять меры по отпугиванию бурых медведей, сообщает на своих страницах в социальных сетях журнал Le Chasseur Français.
Благодаря успешной программе реакклиматизации количество медведей во французских Пиренеях неуклонно растёт. Если в начале 1990-х годов оставшихся представителей аборигенной популяции можно было пересчитать буквально по пальцам одной руки (их численность оценивалась в 5 штук), то в 2018 году сотрудники французского Министерства экологии насчитали не менее 40 экземпляров. Сейчас же, с учётом приплода нового года и возможно не попавших в учёты зверей, общая численность пиренейской популяции бурого медведя может превысить 50 экземпляров (большую часть из которых составляют звери, интродуцированные из Словении).
Но одновременно увеличивается и число человеко-медвежьих конфликтов. Графики показывают, что количество нападений на домашний скот растёт по экспоненте - в 2018 году только во Франции было зарегистрировано 313 таких случаев, в результате которых погибло более 500 овец и других домашних животных. Кроме того, медведи разорили семь пасек.
Скотом дело не ограничивается. Так, в мае 2019 года два медвежонка медведицы по кличке Сорита, которую выпустили в Пиренеях только в октябре прошлого года, были убиты и съедены неопознанным медведем-самцом (который позже был замечен за брачными играми с той же Соритой). Даже в такой «медвежьей» стране, как Россия, не все знают о том, что такое поведение типично для бурого медведя – можно себе представить, каким шоком эта новость стала для французов.
В июне того же года медведица атаковала туриста, совершавшего пробежку по лесу в Арьеже, провинция Юг-Пиренеи. Сначала он увидел медвежонка, а в следующую секунду – бегущую прямо на него медведицу. «Я пустился прочь со всех ног. Мне показалось, что настал мой последний час» - делился своими впечатлениями с прессой участник происшествия.
Очевидно, что медведица лишь хотела прогнать человека со своей территории, и её атака была только демонстрацией угрозы, иначе никакая физическая подготовка не помогла бы ему спастись. Тем не менее, Кристин Тэки, глава коммуны Се, где произошел инцидент, обратилась с посланием к президенту Франции Эммануилу Макрону. По её мнению, несмотря на счастливый исход, встреча с медведем могла бы закончиться трагически, если бы на зверей наткнулась, например, семья с маленькими детьми, и необходимо принять меры по предотвращению подобных конфликтов до того, как подобная трагедия произойдёт, а не после.
Спустя буквально несколько дней после инцидента правительство Франции объявило о том, что прекращает программу реинтродукции медведей; новых зверей выпустят в Пиренеях только в исключительных случаях, таких, например, как гибель зверей «от антропогенных причин». А 27 июня был опубликован точный список допустимых мер по отпугиванию медведей, и ситуаций, в которых эти меры могут применяться. Декрет вступит в силу 1 ноября 2019 г.
Использование отпугивающих средств допускается в следующих случаях: если медведь неоднократно демонстрирует отсутствие страха перед человеком; при попытках нападения на домашних животных в светлое время суток в присутствии человека; если зверь регулярно посещает источники пищи, связанные с людьми (например, свалки). Отпугивающие средства делятся на две категории. К первой относятся дистанционные средства шумового, светового, и запахового воздействия (в частности, популярные у французских фермеров «газовые пушки» - устройства, достоверно имитирующие выстрелы из огнестрельного оружия за счёт сжигания небольших порций пропана). Если они оказываются неэффективны, можно прибегать к средствам второй категории, вплоть до обстрела зверя нелетальными боеприпасами.
Об открытии охоты на медведя речь, разумеется, пока не идёт – да и странно было бы охотиться на зверей, каждый из которых имеет кличку, метку в ухе и ошейник с GPS-маячком. Однако, следует отметить, что отстрел другого реинтродуцированного хищника, серого волка, уже разрешен – в сезоне 2019-2020 гг. планируется добыть порядка 30 зверей при общей популяции около 500 голов.
Возвращение крупных хищников в места, где они когда-то обитали, но были истреблены человеком – дело, конечно, благородное. Но и связанное с определённым риском. Хорошо, что власти Франции, кажется, отдают себе в этом отчёт.
Источник и фото: Le Chasseur Français