Косуля сибирская – самый многочисленный и повсеместно встречающийся вид копытных в Омской области. В области большие площади охотничьих угодий остаются общедоступными, поэтому неизбежно встаёт вопрос распределения разрешений на добычу копытных животных. Как это происходит, рассмотрим в статье.
Для получения разрешения на добычу косули в общедоступных охотничьих угодьях любого региона России, где обитает сибирская или европейская косуля, охотнику необходимо оплатить госпошлину в размере 650 руб. за выдачу разрешения, а также сбор за пользование объектами животного мира: 225 руб. за косулю в возрасте до года и 450 руб. за взрослую косулю. Относительно низкая плата вызывает повышенный интерес к получению разрешения на добычу. В закреплённых охотугодьях стоимость охоты на косулю кратно выше. На графиках можно увидеть, насколько высоко количество желающих получить разрешение по сравнению с устанавливаемыми квотами добычи.
Распределение любых разрешений на добычу «мясных» животных (лося, косули, кабана, оленей) всегда было в нашей стране процессом непрозрачным, для получения разрешений нужно было иметь знакомства, занимать определённое положение в обществе или быть активным участником обществ охотников. Многое изменилось в 2010 году со вступлением в силу Закона об охоте, который кто только не критиковал.
Лично я, как только увидел, что лимит и квоты добычи должны будут утверждаться высшим должностным лицом для каждого охотугодья, оценил эти нововведения положительно. Именно этот закон сделал возможным публичный доступ к информации об утверждённых квотах добычи, а также исключил возможность произвольного изменения и переноса квоты добычи. Впервые был определён порядок выдачи разрешений на добычу в общедоступных угодьях. Вопрос справедливого распределения разрешений на добычу копытных актуален до настоящего времени.
В Омской области с 2013 года распределение разрешений на добычу копытных и медведя в общедоступных угодьях происходит через жеребьёвку. Порядок её проведения установлен законом Омской области от 05.10.2010 № 1295-ОЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов в Омской области». В последние годы к лосю, косуле, кабану, оленю и медведю добавились барсук, рысь, росомаха. Жеребьёвка обеспечивает прозрачность процедуры распределения разрешений, снимает вопросы, возникающие при выдаче разрешений в порядке очереди. Возможность получения разрешения независимо от чужой воли привлекает к участию в жеребьёвке много охотников, при этом организация и сопровождение жеребьёвки требуют от органа власти дополнительных временных затрат и человеческих ресурсов.
Так как жеребьёвка – это относительно новый способ распределения разрешений в России, каждый регион-«первопроходец» шёл своим путём. Процесс организации и проведения жеребьёвки в Омской области неоднократно изменялся, при этом в последние годы остаётся неизменным то, что вся квота добычи распределяется в одной очереди, то есть отсутствуют льготы на получение разрешений учётчиками, «биотехнистами», регулировщиками численности, волчатниками и т. п. Подать можно только одну заявку на участие в жеребьёвке на один вид на выбор охотника (то есть или на самца косули во время гона, или на взрослую косулю, или на косулю до года) и только в один из участков общедоступных угодий на выбор охотника.
Из значимых изменений в процедуре жеребьёвки за последние несколько лет можно назвать отказ от повторной жеребьёвки при неполучении победителями разрешений, увеличение срока на получение разрешений для победителей жеребьёвки, определение в процессе жеребьёвки резервистов в количестве 100% от числа победителей, выдачу неполученных разрешений в порядке очереди. Изменились сроки подачи заявок на жеребьёвку, кроме того, был изменён порядок подачи заявок на участие.
До 2019 года заявку можно было подать лично или через представителя по доверенности, отправить почтой или через МФЦ, а также направить по электронной почте. Каждую заявку необходимо было рассмотреть, выдать уведомление с указанием номера заявки, а при выявлении повторной заявки и других оснований для отказа необходимо было направлять письменный отказ. Всё это создавало существенную нагрузку. А поскольку наш гражданин чрезвычайно изобретателен в получении доступа к чему-либо дефицитному, не обошлось без ухищрений и при участии в жеребьёвке.
По мере того как всё большее количество народа узнавало о процедуре жеребьёвки и росло количество участников, самые «продвинутые» начинали помогать знакомым и друзьям, начался процесс получения охотбилетов всеми, до кого могли дотянуться руки охотников, чтобы увеличить шанс на получение разрешения. В ход пошли разные средства: жёны и другие ближние и дальние родственники, а также друзья, стали получать охотбилеты и подавать заявки на жеребьёвку, заявки на участие стали приходить пачками от нескольких штук до нескольких десятков с одного адреса электронной почты, некоторые стали подавать заявки перекрёстно за весь охотколлектив: Вася – за себя, Петю и Сашу, Саша – за себя, Петю и Васю и так далее.
Так как регистрировалась только первая заявка, то начались конфликты, кто за кого подал, куда подал и т. д. Самые «продвинутые» начали подавать заявки за тех, кто имеет билет, но уже не охотится, они же получали номера заявок и могли в случае выигрыша получить разрешение вместо такого охотника по простой доверенности. Были выявлены случаи, когда разрешение было получено вместо победителя, а победитель узнавал о своём выигрыше и о том, что он, оказывается, был участником жеребьёвки, только после того, как был вызван на составление протокола за несвоевременную сдачу сведений о добыче.
Для исключения подобных случаев в закон были внесены изменения, которые определили, что подача заявки на жеребьёвку возможна лично и по доверенности, а дистанционно – только через портал «Госуслуги» из личного кабинета каждого заявителя. Электронная почта, почтовое отправление заявки и подача заявки в МФЦ были отменены, что вызвало волну возмущения, в первую очередь среди участников мутных схем. Доработка регионального портала госуслуг сделала процедуру подачи заявки понятной и упрощённой, что в итоге привело к ожидаемому результату: большая часть заявок на жеребьёвку подаётся через «Госуслуги».
Этому способствовала масштабная информационная компания: объявления о начале и продолжении приёма заявок размещались в соцсетях и на сайте министерства, кроме того, публиковались объявления в тематических охотничьих группах «ВКонтакте», в том числе смежных с Омской областью, дополнительно информация размещалась в районных газетах, в соцсетях районных администраций. Все объявления сопровождались подробными инструкциями, прямыми ссылками на портал «Госуслуги», регулярно проводилась разъяснительная работа по порядку подачи заявлений, размещались пошаговые инструкции о порядке действий для подачи заявок. В несколько этапов пришлось дорабатывать программное обеспечение для регистрации заявок, при этом возникали и технические сбои, которые приводили к волнам возмущения.
Результаты жеребьёвок доводятся до сведения победителей через сайт и соцсети министерства с подробными инструкциями о порядке действий для получения разрешений. Это дополнительно показывает открытость процедуры жеребьёвки для всех участников. Одним из значимых результатов проведённой работы стало то, что победитель жеребьёвки получает оповещение на электронную почту, что снизило количество охотников, не успевших получить разрешение в отведённый срок. Кроме того, ежегодно увеличивается количество участников жеребьёвки. Прирост обеспечивается как за счёт вовлечения новых охотников, так и за счёт тех, кто получил охотбилет только для участия в жеребьёвке.
Прошедшая пандемия коронавируса внесла тоже свой вклад в применение дистанционных форм участия, в том числе были организованы прямые трансляции процедуры жеребьёвки в прямом эфире в группе «ВКонтакте». Результатом этого стало то, что в последние два года непосредственное участие в жеребьёвке принимают лишь единицы охотников, иногда это дети и жёны. При этом регулярно наблюдается нехватка желающих крутить барабан и доставать номера победителей. Это стало одним из оснований начать следующий этап изменений – прорабатывать вопрос о жеребьёвке с помощью генератора случайных чисел.
Информацию о количестве участников жеребьёвки по годам, их шансы на получение разрешения на добычу можно посмотреть на графиках.
Отдельно необходимо остановиться на процедуре определения квот добычи копытных в общедоступных угодьях. В настоящее время квоты определяются органом власти на основе нормативов допустимого изъятия, при этом законодательно не установлены критерии для определения этих квот. Если охотпользователь по своему усмотрению может заказать максимально возможную квоту, квоту меньше, чем позволяют нормативы допустимого изъятия, или вообще не подать заявку на установление квот, то такая же процедура не запрещена и не исключается в общедоступных охотничьих угодьях, при этом делается это по усмотрению одного или нескольких человек, планирующих квоты добычи в общедоступных угодьях.
Возможности усмотрения довольно широки, и квоты нередко существенно занижаются или вообще не устанавливаются, несмотря на то что нормативы допустимого изъятия позволяют их установить. Причины этого различны. Это и собственное представление о том, сколько же по факту добывают охотники в общедоступных угодьях по одному разрешению при минимальном уровне контроля со стороны госохотинспекции, и создание дефицита разрешений для повышения собственной значимости и востребованности, и неустановление квот добычи для облегчения поимки нарушителей и прочее. Одним из способов достижения вышеперечисленного со стороны «районного инспектора» служит и некачественное проведение учётных работ, сознательное занижение численности животных. Для исключения субъективности необходимо установление чётких критериев определения квот, в зависимости от изменения численности и других факторов.
Рост участников жеребьёвки, наверное, был бы невозможен и без основного условия – довольно большого количества разрешений и высокого шанса на выигрыш. Тот факт, что жеребьёвка позволяет участвовать большому количеству охотников, причём затраты на участие минимальны (время на подачу заявки, отслеживание результата жеребьёвки и своевременная подача заявления на получение разрешения), дополняется и ежегодным увеличением лимита и квот добычи в общедоступных угодьях. В Омской области в жеребьёвке, как это ни странно, участвуют председатели районных обществ охотников, председатели первичных охотколлективов, охотоведы и егеря охотпользователей различных форм собственности, иногда и владельцы охотугодий. Если участие первых ещё можно понять, то участие последних малообъяснимо.
С 2019 года квоты добычи косули в общедоступных угодьях Омской области стали устанавливать почти во всех угодьях по максимальному пределу. Первым опытом стало установление максимальных квот добычи самцов косули во время гона от общей квоты добычи. Этот подход применяется до настоящего времени во всех угодьях, где общая квота добычи больше пяти особей. Какие результаты наблюдаются? В результате выдачи разрешения на добычу самцов во время гона количество разрешений с минимальным сроком действия (срок охоты на самцов самый короткий) максимально.
При этом количество добытых самцов косули в отведённый срок охоты, несмотря на трудности процесса, находится в пределах 60–80% от количества полученных разрешений. При этом разрешения, выданные на добычу косуль до года и взрослых косуль (самцов и самок), сроком действия с 1 ноября по 31 декабря, закрываются в последние две-три недели перед окончанием срока охоты. Эти сведения наводят на мысли о добыче нескольких голов косуль по одной «длинной бумаге», и возникает желание провести эксперимент – ограничить срок действия разрешения на добычу косуль в общедоступных угодьях одним месяцем.
Скажем, охотник – победитель жеребьёвки при получении разрешения сам выбирает тридцатидневный срок, в течение которого может добыть косулю, например с 5 ноября по 5 декабря, с 20 ноября по 20 декабря или с 1 декабря по 31 декабря. Это позволит сократить срок действия разрешения, снизится возможность неоднократного использования разрешения при недостаточном контроле в общедоступных угодьях. На фоне этого для полного освоения лимита добычи можно будет увеличить общее количество выдаваемых разрешений, что позволит большему количеству охотников получать разрешения и снизит предпосылки к незаконной добыче.
В предыдущие годы не только общий лимит добычи косули был существенно ниже, чем в последние несколько лет, но и квоты добычи устанавливались только на территории половины или чуть более половины районов области. Тому были разные причины: и низкая численность в период зимнего маршрутного учёта, не позволяющая установить квоту, и субъективные факторы, когда при возможности установить единичные квоты добычи их не устанавливали с мотивировкой «Без бумаг ежегодно бьют, а с бумагами вообще выбьют в ноль», и другие аргументы. Эти устоявшиеся подходы на практике приводили к тому, что охотники, зная, что квоты не устанавливаются, стремились добывать косуль при каждом удобном случае, особенно по чернотропу, при этом к периоду проведения зимнего маршрутного учёта в некоторых районах встретить след косули было редкостью. Нередки были случаи, когда охотник подавал заявку на жеребьёвку в тот район, где были велики шансы на выигрыш, а «отоварить» разрешение стремился по месту жительства в своём районе.
В каждом случае, когда позволяла численность, устанавливалась максимально возможная квота добычи, что привело к следующему результату. Первое – местные охотники стали подавать заявки в свой район, второе – победители жеребьёвки стали следить за «любителями охоты без разрешений», как проводя с ними самостоятельную разъяснительную работу, так оказывая помощь инспектору по выявлению случаев незаконной охоты, третье – выдаваемые разрешения и шанс их получить привели к тому, что численность косули увеличилась повсеместно. Последние два сезона охоты квота добычи устанавливается в каждом районе области, включая степные районы, по границе с Казахстаном, более того, местные охотники отмечают, что квоту добычи можно ещё увеличить без ущерба поголовью косуль.
Конечно, общее увеличение численности косуль – это результат не только экспериментов с установлением квот добычи. Основной причиной считаю общее усиление контроля в угодьях, ставшее возможным при обеспечении инспекторов автомобилями, квадроциклами, снегоходами и достаточным запасом ГСМ, кроме того, существенно возросли суммы, взыскиваемые за причинённый вред охотничьим ресурсам, а также появился комплекс мер, при котором возросли шансы лишиться оружия при неоднократном нарушении Правил охоты. Перечисленное происходит на фоне мягких и малоснежных зим, отсутствия возвратных и затяжных холодов весной и летом, уменьшения длительности залегания снежного покрова.
Растущая численность на фоне увеличивающегося изъятия вызывает вопросы, насколько обоснованы нормативы допустимого изъятия. В некоторых случаях имеется потребность устанавливать увеличенный процент изъятия животных в зависимости от текущих потребностей, а не придерживаться установленных для всей страны нормативов. Одной из таких потребностей, возникающих во всех приграничных регионах, является необходимость снижения численности по границе со странами, неблагополучными по особо опасным болезням животных, таким как ящур. Для этого было бы целесообразным дать регионам право самостоятельного определения размера добычи в приграничных районах для предотвращения заноса болезни мигрирующими косулями. Надеюсь, в обозримом будущем в законодательстве произойдут изменения, которые заменят сложные процедуры определения лимита и квот добычи понятными и обоснованными, что ожидаемо должно привести к большей доступности охоты на косулю в общедоступных угодьях.
Все статьи номера: Русский охотничий журнал, август 2023