Ближе к звёздам. Охота на барана Марко Поло

Бараны, козлы, быки

Охота на барана Марко Поло – одна из самых сложных и красивых. Она трудна не только суровыми климатическими условиями: само это животное – очень умное, осторожное и чувствительное, что делает подход к нему весьма непростым. Это была моя третья охота на горного барана, и мне говорили, что она будет самой увлекательной. Так и оказалось.

Мы с папой вылетели в Киргизию в конце октября, сразу же, как только начались школьные каникулы. У нас была договорённость: заканчиваю четверть без троек – едем на охоту. Нас встретили организаторы тура Виталий и Сергей из охотфирмы «Севиан», и мы поехали в сторону Иссык-Куля. Через несколько часов добрались до гор, и начался крутой подъём вверх. Вскоре остановились у КПП. Дело в том, что по соседству с угодьями работала золотодобывающая компания «Кунтор», поэтому, чтобы проехать в этот район, нужно было пройти проверку. Если там, внизу, у озера, высота над уровнем моря была около 1000 м, то здесь, на контрольном пункте, она доходила уже до 2000 м. Но это было ещё не много. Ведь бараны Марко Поло живут под самыми вершинами Тянь-Шаня и спускаются в долины, только когда выпадает снег и наступают сильные морозы.

К лагерю мы подъехали часов в пять вечера. Он состоял из нескольких уютных балков, поставленных в каре. С удобными кроватями и тёплым туалетом. В центре на мачтах развивались флаги России и Киргизии. «Мелочь, а приятно!» – отметил отец. Нас очень вкусно покормили, и мы решили пораньше завалиться спать, чтобы побольше отдохнуть перед завтрашним днём. Ведь на такой большой высоте (3800 м над уровнем моря) может быть очень опасно для новичка. Здесь совсем другое давление и количество кислорода в атмосфере. Пока у человека идёт акклиматизация, которая продолжается 1–3 дня, нельзя делать резких движений, носить тяжести и много есть. Так как я не хотел заболеть горной болезнью, я эти правила старался соблюдать. Кстати, чем хорош этот район охоты (урочище Арабель) для новичков, так это тем, что в случае «горняшки» можно спустить заболевшего вниз буквально за один час.

На следующий день проснулись часов в семь, позавтракали и начали собираться. Перед выходом провели пристрелку карабина, на 100 м и 300 м. Цель поражена: карабин отличный. Одежды на мне было так много, что я казался себе чуть ли не в два раза толще, и это не считая белого маскировочного костюма. (На самом деле днём, пока светило солнце, было достаточно тепло, но ветер всё равно заставлял плотно укутываться в пуховик. Ночью были морозы до –20 °C, а один раз к вечеру задул ледяной ветер, который с невероятной скоростью летал по равнинам и ущельям.) Перед выездом познакомились с нашими егерями – Андреем и Сергеем, которые оказались очень опытными, внимательными и заботливыми проводниками. И вчетвером, на лошадях, отправились на охоту. Первых баранов я разглядел только минут через пятнадцать после того, как их заметили остальные. Все дружно объясняли мне, где они, но я всё не видел. На фоне лежащих на снегу камней бараны практически не заметны. Поэтому новички с ещё не набитым на это дело глазом могут достаточно долго всматриваться в горы, не видя самих животных. Но к концу охоты я уже быстро находил баранов и козерогов и научился отличать самцов от самок даже на большом расстоянии. Вот что значит практика!

Мы двигались всё дальше и дальше. По дороге встретили ещё несколько групп баранов, в которых, как и в первой группе, оказалось большинство самок с молодняком и совсем юные самцы, у которых ещё толком не отросли рога. Через пару часов заметили ещё две группы перед входом в широкое ущелье. Начали делать большой круг, чтобы обойти их. Бараны отступили за скалы и улеглись на соседних утёсах. Зайдя справа через заснеженный холм, мы оказались в 600 м от одной группы и в 700 м от другой. Около часа наблюдали за ними в бинокли сверху, но достойного трофея не нашли. На мой взгляд, подойти к ним ближе было невозможно. В лагерь вернулись поздно вечером. Я еле добрался до койки и мгновенно уснул.

Но следующий день наступил не скоро. Всю ночь я просыпался и ворочался. Не хватало воздуха, спать в такой непривычной обстановке было крайне странно. Встали мы затемно. Сегодня решили отправиться в другую сторону, поэтому за час до нашего выхода Андрей перегнал всех лошадей на другую сторону гор. Туда мы с Сергеем после завтрака доехали минут за 30 на «Ленд Крузере». Оставив машину посреди равнины и сев на лошадей, мы поскакали вперёд. Первую группу баранов увидели ещё издалека, и хотя больших рогачей там не было, решили подползти поближе. Потренироваться. Довольно неплохо у нас получилось. Обойдя группу сверху, через пару холмов увидели их в бинокли с расстояния 400 м. Тихо уйти не удалось. Бараны, увидев нас, вскочили на ноги и быстрее ветра понеслись по равнине вниз. Пробежав вдоль замёрзшего озера, они забрались наверх и устроились высоко в скалах. Где-то в километрах двух от озера мы увидели волка: он также уходил от нас.

Встав напротив ущелья, стали составлять план действий. В самом дальнем конце ущелья, на высокой горе, мы разглядели группу рогачей. Но всего баранов в ущелье оказалось около полусотни, и все они разлеглись так, что подойти к рогачам, не потревожив самок, было невозможно. Прождали около часа, но обстановка не изменилась. Тогда попросили Сергея заехать справа и посмотреть, есть ли кто за перевалом: может, можно подкрасться тем путём. Через полчаса, связавшись с нами по рации, он сообщил нужную информацию: большинство мешавших нам самок ушло за перевал так, что при подъёме нас никто не увидит. И минут через тридцать мы уже сидели рядом с ним на правом склоне долины и смотрели на лежащие перед нами группы. Рогачи находились в самом дальнем краю ущелья и подойти к ним ближе чем на 800–1000 м было невозможно, поэтому приняли решение устроить загон. Сергей, обойдя гору дальней стороной, должен был попытаться погнать баранов на левый склон, где мы втроём наготове будем их ждать. Так и случилось. Но, подойдя к нам, рогачи, наверное, учуяли нас из-за изменившегося ветра и в последний момент повернули. Полезли прямо вверх по скалам. Мы были разочарованы, но не очень: больших рогачей в группе не оказалось. Хотя подойди мы ещё на 300 м ближе, у нас был бы неплохой шанс на выстрел. Вернулись к машине уже в начинающуюся пургу. Я практически засыпал на лошади. Добрались до лагеря поздно вечером, помылись в тёплой бане и упали спать.

На третий день решили придерживаться вчерашней тактики: сперва прооехали примерно 25 км до нужного места на машине, а потом пересели на лошадей. Вместо Сергея с нами сегодня поехал Мирбек – местный проводник. Доскакав до огромной долины, мы начали рассматривать находящихся внутри неё баранов. Их было несколько групп. Увлекшись, не заметили внизу стоящего буквально в двухстах метрах от нас рогача – папа шикнул на нашу болтовню и ткнул пальцем в этого одиночку. Баран смотрел прямо на нас и, видимо, не понимал, что происходит. В маскхалатах мы, наверное, казались ему огромными ходячими сугробами. Стоял он так минут пять, можно было уложить его и закончить охоту, но отец сказал, что так неинтересно: день только начался. И оказался прав. Наконец, почуяв запах человека, баран развернулся и убежал в другую сторону.

Мы приняли решение обойти долину под прикрытием холмов, по низинам, чтобы попробовать подкрасться к группе рогачей, пасшихся по центру, в конце долины. Более часа мы шли с остановками, периодически проверяя с помощью зрительной трубы размер и местоположение баранов. Они спустились на камни между двух снежных холмов. Когда делали финальный крюк, мы должны были скакать через открытые места очень быстро, так как перед шестью нашим рогачами лежало несколько самок, которые, заметив нас, могли убежать и спугнуть рогачей, потянув их за собой. Так и случилось! Как ни гнали мы лошадей, самки оглянулись и, увидев нас, побежали в другой конец долины. Самцы, почуяв опасность, ринулись туда же. Мы легли за вершиной холма, чтобы перекусить чаем с бутербродами, и поочерёдно смотрели за уходящими рогачами. Они двигались меж двух ущелий у края долины, выбирая, в какое из них зайти. Наконец, зашли в левую от нас щель и скрылись за склоном. Но оставили на входе сторожа – одну из самок. Она легла на небольшом холме головой в нашу сторону и более часа наблюдала. Мы ждали. Наконец, она поднялась и тоже зашла в ущелье.

На лошадях мы двинулись через долину к горе, которая загораживала от нас ущелье, и прибыли минут через двадцать. Дальше пошли пешком. Увидев баранов за обрезом холма, припали к земле и по-пластунски поползли к обрыву, на котором все вместе и залегли. Рогачи лежали кучкой между двух склонов на небольшой площадке. Один чуть повыше, а другие пятеро сбились в плотную группу метров на пятнадцать в стороне. Отец советовал мне стрелять верхнего, хоть он и был немного дальше: стрельнув в кучу, я, мол, могу зацепить не того. К тому же он утверждал, что у этого одиночки рога больше, чем у остальных. Но мне очень понравился белогрудый баран, лежавший по центру и, по моему мнению, с большими рогами. К тому же проводники мой выбор одобрили. Дальномер показал расстояние 403 метра. Далековато! Никогда не стрелял на такую дистанцию. Мирбек отполз назад и попытался найти другое место для выстрела, поближе. Но не нашёл, так что было принято решение стрелять отсюда. Всё это время мы лежали на снегу! Я повернул оптику до 16-кратной и, удобно положив карабин, нашёл в прицел своего барана. И тут меня начал бить дикий мандраж. Стало тяжело дышать, я несколько раз вдохнул-выдохнул, чтобы успокоиться. И выстрелил. Я попал! Пуля прошила барану хребет, и он упал замертво. Другие животные вскочили и побежали вверх по склону. Меня начали все поздравлять! Как же я был счастлив!

Мирбек пошёл за лошадьми, а мы начали спускаться к моему трофею. И вдруг – о чудо! Лежащий недвижимо уже 10 минут баран вдруг вскочил и полез на противоположную гору. Пока искали место, откуда стрелять, укладывались на подходящий камень, мой подранок ушёл высоко. Измерили дистанцию – 473 метра. Далеко! Я прицелился и выстрелил. Выстрел был плохо подготовлен, поэтому пуля прошла чуть выше, а может, я дёрнулся. Вторым выстрелом на практически такое же расстояние я пробил ему шею. Рогач упал замертво. «Снайперская стрельба!» – заметил Андрей, улыбаясь, и похлопал меня по плечу. После этого выстрела на склоне, где были бараны, сошла лавина. Нам даже сначала показалось, что два барана из группы попали под нее. Но потом мы нашли их в бинокли на высоком склоне: они медленно уходили вверх, в сторону звёзд.

Трофей мой оказался небольшим, но папа сказал, что это ерунда, мол, рано мне ещё за рекордными трофеями гоняться. Главное, что охота получилась правильной и интересной. Классической! Обнаружение, подход, спугнули, выждали, проследили уход баранов на днёвку, новый подход, выход на позицию для стрельбы сверху, подготовленный выстрел, трофей – классика горной охоты на барана Марко Поло. Он ставит мне пятёрку.

Поблагодарили проводников за высокопрофессиональную работу, сфотографировались, разделали и упаковали трофей. Я сел на лошадь ужасно уставшим, но очень довольным. Двинулись в сторону лагеря. Шли то спокойно, то рысью, я же, вдохновлённый трофеем, закатом и местными пейзажами, погнал коня со всей силы прямо по долине. Это был кайф! Папы, берите своих детей на охоту почаще. Теперь-то я гораздо лучше понимаю, чем отличается настоящая жизнь от компьютерных игрушек. Кстати, интересно, добывал ли кто-нибудь барана Марко Поло в пятнадцать лет? Я, конечно, имею в виду приезжих охотников – трофейщиков, а не местных ребят. Может, мне подать заявку в Книгу рекордов Гиннеса?

В лагере меня все поздравляли. Во время сытного ужина я получил от Виталия небольшой приз – камчу и киргизскую шапку на память. Было очень приятно! На обратной дороге Сергей показал нам Иссык-Куль, провезя вокруг всего озера. Посетили музей Пржевальского и его могилу в Караколе. Бишкек мне тоже очень понравился, особенно базар и вкуснейшие местные блюда в ресторане, где папа встречался со своими старыми друзьями. В аэропорт мы прибыли почти одновременно с нашим президентом, который тоже был в Бишкеке, правда, мы пропустили его вперёд. Интересно, ему тоже понравилось в Киргизии, как и мне?

Русский охотничий журнал, февраль 2017 г.