С полем!

По плану наше охотничье путешествие должно было продолжиться в горах Северной Осетии в поисках кавказской серны. Туда мы и отправились на автомобиле.

Дорога из Дербента во Владикавказ проходила через Махачкалу, затем Хасавюрт, Гудермес. В стороне оставались Грозный и Назрань. Проделав более шестисот километров, мы добрались до комфортабельной базы в Кармадонском ущелье, где сразу оказались за гостеприимным и хлебосольным столом по приглашению хозяина охотхозяйства «Фшати фонд» Будзи Хасановича Басиева. Он познакомил нас с участниками субботнего ужина – своими друзьями и моим проводником Муратом Алкацевым.

К приятному удивлению, от него я узнал, что охота будет проходить вылазками в горы на машине с территории базы. Надо сказать, для меня не проблема жить в палатке или кошаре в горах, но когда есть возможность охотиться и при этом ночевать с комфортом, я возражать не стану, точнее сказать, обрадуюсь. А когда он сообщил мне, что высоты, на которые предполагается подниматься, не более 2500 метров, я даже позволил себе выпить красного вина. В оправдание скажу, что местные традиции не оставляли ни малейшего шанса пропустить тост: это было бы неуважение к хозяину. Кто бы спорил! Начало было многообещающим, и казалось, что путешествие будет лайт-вариантом, особенно после высокогорного Дагестана. Как я ошибался!

Кавказская серна. Второй шанс! За «Российским Кавказским призом»

Утром следующего дня, ещё затемно, Мурат забрал нас с видеооператором Жанном Скорняком, и на машине мы отправились в путь. План простой: обследовать склоны и распадки гор в тепловизор с целью обнаружить серн ещё затемно. И вот мы, переезжая с места на место, методично просматриваем горы и, к сожалению, ничего не обнаруживаем, кроме оленя, но это не наш объект охоты. Отсутствие серн огорчало. Тем временем уже стало светать. Мы подъехали к самому подножью гор и постарались как можно выше подняться на машине, чтобы затем продолжить идти пешком до середины высоты горы и далее двигаться вдоль неё. Взяв рюкзаки, оружие и видеооборудование, мы отправились в путь. Подъём оказался несложный, но интенсивный. Добравшись до звериной тропы, пошли по ней, периодически осматривая вершины над нами.

Погода была превосходная, поднимающееся из-за гор солнце согрело разнотравье, и воздух наполнился прекрасными ароматами горных трав. Редкие облака время от времени закрывали нас от солнца, создавая приятный тенёк. Мурат периодически ускорялся, просматривая склоны впереди. Вдруг мы увидели, как он присел и сделал нам знак – внимание! Ждём. И вот Мурат подзывает нас. Что там? Выше на склоне он обнаружил трёх серн. Определить, козы это или козлы, пока затруднительно, поскольку гон ещё не начался, а полового диморфического различия у серн практически нет. Понять, кто это, можно по характерному поведению.

Кавказская серна. Второй шанс! За «Российским Кавказским призом»Самцы активно бегают друг за другом, как бы играя, выясняют, кто из них сильнее. Решаем подкрасться поближе. Наметили для этого возвышенность в 200 метрах впереди. Под её прикрытием мы могли подобраться незамеченными и на гребне устроить позицию для стрельбы. И вот мы на месте, карабин готов, и я жду команду. Мурат наблюдает за сернами, их три и они активно перемещаются то вверх, то вниз по склону. Вскоре выше над нами видим козла, я слышу команду: «Стреляй этого!» Дистанция практически прямого выстрела! Стреляю. «Мимо!» – кричит Мурат. Быстро перезаряжаю карабин и жду. Серны бросились врассыпную и скрылись за скалой. Вдруг перед нами, метрах в двухстах, выскакивает серна и, замерев, смотрит на нас. Я быстро реагирую и стреляю снова. Серна кубарем катится вниз по сыпучке.

Всё произошло мгновенно, я не успел понять причину предыдущего промаха, и представившаяся возможность стрелять повторно подняла адреналин до предела. В спешке я не дождался одобрения Мурата. Как бы то ни было, серна добыта, но я не слышу поздравлений. Понимаю, что что-то не так. Решил повременить, не выяснять, в чём дело.

Мы отправились на поиски трофея. Серна скатилась ниже метров на сто. И вот мы на месте, передо мной лежит молодой козлик с удивительно симметричными рогами, но, к сожалению, далеко не трофейного качества. Моё огорчение таково, что не передать словами. Времени ещё много, и возвращаться на базу как-то ни туда ни сюда. Добытую серну решили выпотрошить, оставить в тени и пойти дальше вдоль гор. Там, по словам Мурата, есть перспективное место – заросли кустарника на склоне горы, в которых горные обитатели любят укрываться на дневной отдых, прячась от солнца. Звериная тропа закончилась, и двигаться пришлось по высокой траве, местами прижатой к земле вдоль склона. Горы в этом месте хоть и невысокие, но склоны очень крутые, не оставляющие шанса на ошибку. Идти по такой траве оказалось непросто. Ставишь ногу, вслепую прощупывая, что под ней, кантовать ботинок затруднительно, так как мешает трава, и это дополнительно нагружает голеностоп.

Шли медленно, опасаясь сделать неверный шаг. Полуденное солнце поднялось в зенит и сильно припекало. И вот наконец добрались до кустов, точнее невысокого леса, где можно спрятаться в тени. Вдруг слышим треск и топот убегающего зверя. Увидеть, кто это, мы не успели, а следов оказалось много. И серны, и олени, и даже кабаны оставили отпечатки своих копыт. Радует, что расчёт верный и зверь держится в тенистых зарослях на дневном отдыхе. «Идём дальше, там будет место интереснее», – сказал Мурат, и мы, приободрённые, пошли вперёд. Пройдя два ущелья, подобрались к этому, как оказалось, действительно живописному месту. Склон горы делал поворот, при выходе на который открылся замечательный вид. Впереди и вниз, к подножью горы, раскинулся лес, а выше по склону был просторный альпийский луг. На противоположной стороне, вдали от нас, стояли величественные горы, обрамляя Кармадонское ущелье.

Кавказская серна. Второй шанс! За «Российским Кавказским призом»Дальше слева виден тот злополучный ледник, белым одеялом укрывающий вершины гор. Этот ледник, точнее его часть, по непонятным причинам и начал тогда разрушающее движение со скоростью сто километров в час, снося всё на своём пути. Последствия были трагичны, погибло много людей. Мурат рассказал, как это произошло. Вся картина тех событий представилась нам. Весь маршрут схода ледяной лавины был перед нами как на ладони. Поразительно, что ледник, заполнив ущелье, таял ещё десятилетие и только сейчас, оставив множество озёр, стал зарастать деревьями по их краям.

Глядя на это, невольно задумываешься, что такое судьба и кто ей управляет. Задаёшься вопросом: как это произошло? Ведь съёмочная группа Сергея Бодрова закончила съёмку и уже двигалась по дороге на выход из ущелья. Выйди они на полчаса раньше, и трагедии бы не случилось! Эти размышления прервал голос Мурата: «Привал!». Нас ждали долгожданный чай и перекус. Вдруг слышим непонятный нарастающий гул по ущелью. Что это, неужели..? Даже подумать страшно! К счастью, это оказался звук реактивного спортивного самолёта «Дельфин», раскрашенного в красный цвет, как у барона Рихтгофена. Он красиво облетел гору и полетел вдоль ущелья. Завораживающая картинка, ведь мы находились на одной высоте с ним!

Время приближалось к полудню, и солнце припекало нещадно. Мурат говорит, что около 17 часов, когда станет прохладнее, серны начнут движение на кормёжку и мы с большой вероятностью сможем их увидеть. Время ждать. Мы устроились на склоне, подложив рюкзаки под голову. Через полчаса стало понятно, что жариться на склоне пять часов, да ещё и с негарантированным результатом ожидания, смысла нет, и Мурат предложил возвращаться. Идти назад придётся далеко и по непростому маршруту, да к тому же ещё стемнеет, вдобавок нужно забрать оставленную добытую серну.

Кавказская серна. Второй шанс! За «Российским Кавказским призом»И всё же путь домой, какой бы ни был трудный, всегда быстрее. И вот мы уже у машины. На обратном пути проезжаем народный мемориал, сделанный перед входом в разрушенный тоннель. Это место предположительной гибели съёмочной группы Сергея Бодрова и труппы Конного театра Владикавказа. Здесь всегда много людей, приезжающих поклониться и помянуть любимого актёра и его друзей. Остановившись, хочется помолчать и подумать о вечном.

На базу мы вернулись глубоко затемно, а там дым уже стоял коромыслом, буквально! Мужчины смачно курили сигары. У гостеприимного хозяина много друзей. Нас пригласили присоединиться и сесть за стол. «Не расстраивайся, лицензия ещё есть, завтра поезжай снова, попытай охотничью удачу!» – сказал мне Будзи Хасанович. Приободряющее доброе слово и перспектива продолжить охоту подняли настроение, и, поужинав в доброй компании, мы пошли отдыхать.

Утром затемно выдвинулись в горы. В этот раз решили подняться и двигаться в противоположную сторону по склону, где ещё не были. Маршрут оказался проще, так как шли по натоптанной звериной тропе. Двигались активно два часа. Вертикальный подъём составил около пятисот метров до высоты 2200, а дальше вдоль гор траверсом. Восходящее солнце осветило верхушки просыпающихся гор и долину, открывая прекрасную панораму.

Тёмные вершины южных склонов гор, на которые ещё не везде лёг снег, подчёркивали величественно возвышающиеся над ними белоснежные, похожие на сахарные головы вершины горы Казбек. Наблюдая эту красоту, продолжили путь. Остановились в очередной расщелине на передых, Мурат пошёл разведать, что там дальше. Через некоторое время он подозвал нас и сообщил, что обнаружил двух серн. Надо поторопиться, подобраться к ним поближе. Быстрым шагом мы прошли метров триста и вышли на предполагаемый рубеж. Мурат осмотрелся, но никого не было. Ждём. Серны, по его мнению, должны идти в нашу сторону и могут появиться в любой момент.

Так и вышло. Через некоторое время он показал рукой прямо и вниз, где из-за скалы показалась серна. Дистанция выстрела – 240 метров с углом наклона вниз 21 градус. Стрелять с сошек мешает высокая трава. Подкладываю под карабин рюкзак, стреляю – и мимо. Досадный промах! Не понимаю как, но снова промах! Серна побежала вниз по склону в нашу сторону, а за ней ещё одна. Мы меняем позицию, перескакиваем на другую сторону хребта в надежде, что они выскочат правее, ждём, но никого нет. Мурат пошёл посмотреть, что там ниже под скалой: может, они стоят там и удастся их толкнуть. Но нет, Фшати, покровитель животных, сегодня решил не быть для нас щедрым.

Кавказская серна. Второй шанс! За «Российским Кавказским призом»

«Мазила, – ругаю себя, – на дистанции, где можно и нужно стрелять с рук и попадать». Досадно, однако! Промахи – это всегда обидно, особенно в горах! И дальше начинаешь гонять в голове: почему так вышло, где ошибка? Суд да дело, Мурат говорит, что здесь мы подшумели и охотиться в этом месте уже нет смысла. Нужно возвращаться назад, идти ещё часа два, и серны скоро лягут на дневную лёжку. Охоту можно будет продолжить только вечером или уже утром. Но ни вечером, ни утром охотиться нам было не суждено.

Звонок по телефону нарушил планы, нужно срочно возвращаться в Москву. Два промаха и добытый нетрофейный козлик серны оставляли чувство недосказанности и полное отсутствие удовлетворения. Я уже решил, что необходимо будет возвращаться и делать повторную охоту. «В конце концов, так бывает, охота есть охота», – утешал я себя. Для понимания и исключения проблем с оружием я выстрелил в тире напоследок контрольные сто метров – карабин в порядке. Значит, дело во мне. Будет тема для размышлений по дороге домой. А сейчас сборы, недолгие прощания и обещания вернуться в начале ноября, когда начинается гон.

Время в городских хлопотах летит быстро, и вот дела улажены, появилась возможность вернуться в горы. Решили ехать на машине, чтобы не зависеть от обратных авиабилетов, и взять побольше вещей, так как в горах уже ожидались отрицательные температуры, да ещё и предстоял внутренний переезд из Северной Осетии в Карачаево-Черкесию. Решено – сделано! Вещами набили полный большой багажник джипа: кемпинг, оружие и даже гонг с мишенями для пристрелки. И с настроением для приключений в ночь отправились в дорогу. По ночам фуры отстаиваются на отдыхе, и мы планировали проскочить по свободной дороге до Ростова, а к вечеру быть уже во Владикавказе. Проделали от Москвы 1600 км за 22 часа. Расчёт оказался верным, мы умудрились успеть к ужину в гостеприимную и уже знакомую нам базу «Фшати фонда».

Утром за нами приехал Мурат, как будто не прошло полтора месяца и мы расстались только вчера. Обнявшись и пожав руки, не теряя времени, отправились в горы. Мурат сообщил, что охотиться будем по уже знакомому плану и известным нам маршрутам. Дорога по ущелью на автомобиле на этот раз оказалась быстрее и комфортнее, так как на грейдер уже успели уложить асфальт. Надо отметить, что скорость, с какой благоустраивают дороги в Северной Осетии, приятно удивила. И вот мы уже у подножья, всматриваемся в горы через оптику.

Кавказская серна. Второй шанс! За «Российским Кавказским призом»

Мурат замечает сначала двух, потом одну и позднее ещё одну серну. Две из них явно ведут себя как козлы, играя и бегая по склону: характерное поведение для гона. Двигаться придётся в левую сторону вдоль гор, где в прошлый раз была непролазная трава. Мурат, словно читая мои мысли, сказал, что идти будет легче, так как за время нашего отсутствия дикие «дорожники» тоже постарались и набили звериную тропу, по которой идти в разы проще. Первые шаги подъёма в горах, как водится, самые трудные. Уже зная это, мы, подбадривая друг друга шуткой, начали подъём.

Надо сказать, что команда у нас подобралась боевая и прошла слаживание на предыдущей охоте. Мурат оказался человеком с отличным чувством юмора, да и мы за словом в карман не лезем. В коллективе сложилась атмосфера здорового, бодрящего дружеского стёба, безотказно мотивирующего преодолевать трудности с лёгкостью. Так за шутками мы поднялись на высоту и добрались к хребту, за которым предположительно должны быть серны. Осторожно обследовав распадок, мы их не обнаружили. Что делать? Время раннее, ложиться на днёвку они ещё не будут, значит, могут появиться на противоположном склоне.

Решили приготовиться и ждать. Около получаса осматривали из засады склоны вокруг и выше. Мурат предложил больше не ждать и двигаться дальше. Любопытно, что по ходу мы обнаружили медвежью лёжку, похожую на большое гнездо, выложенное камнями, ветками и соломой, заботливо сложенными по окружности под нависающей скалой. Интересное место. Я сначала подумал, что это орлиное гнездо, но по фекалиям поняли, что это медведь.

Кавказская серна. Второй шанс! За «Российским Кавказским призом»Мы вышли к знакомому нам кустарнику на гребне скалы, круто уходящей вниз. Мурат решил спуститься, посмотреть, что там под скальником, а мы заняли позицию. «Будьте наготове, серны могут побежать наверх», – сказал Мурат и бросил вниз камень. Вложив в плечо приклад карабина, я замер в ожидании. Никого! Но Мурат не отступал: «Спущусь ещё ниже, посмотрю, а вы ждите здесь». Спуск был трудный, отвесный скальник уходил вниз и заканчивался обрывом. Мне подумалось, что лезть туда как-то не хочется и хорошо было бы найти серн на открытом месте.

Эти размышления прервал Мурат. Он показал, что нужно спускаться к нему. Вот те на. Мы не ищем лёгких путей! Осторожно начали спуск, Мурат страховал снизу горной палкой, помогая дополнительно фиксировать закантованный ботинок, чтобы нога не соскочила вниз. Преодолев непростой спуск, мы оказались на небольшой полке, где находиться втроём было тесновато. Вниз уходил обрыв, а под ним как раз рос кустарник. Там и были серны.

Когда я, свесившись, увидел их, они начали движение. Два козла, побольше и поменьше, перебежали на противоположный склон. Мурат показывает в направлении вниз напротив. Там гребень скалы переходит в горизонтальную полку, и на ней стоит козлик.  Дистанция – 263 метра с углом наклона 35 градусов вниз, моя позиция с рук сидя. Вкладываю карабин, и есть ощущение, что всё получится. Вижу серну в прицел, она тоже смотрит на меня. Выдыхаю и неспешно плавно нажимаю на спусковой крючок.

Прогремел выстрел, звук от которого, ударившись о горы, прокатился по ущелью. Шлепок, козёл подпрыгнул и с перебитой лапой скрылся за гребнем. «Есть попадание», – говорит Мурат! Выдох! Короткие поздравления! А дальше надо идти и найти его. Вниз спускаться в этом месте невозможно. Мурат говорит, что лучше подняться, перейти в соседнее ущелье и спуститься уже по нему, а затем снова подняться к месту падения серны. Так мы и сделали. Спуск оказался предельно сложный, пришлось цепляться за траву и кусты, чтобы не скатиться вниз. Метров через триста, к счастью, две распадины сходились, и мы оказались в нужном месте. Под нами были кусты, где лежала серна. И вот мы подходим к трофею. Им оказался козёл серны около 8 лет с рогами 20 см. Ура! С полем, точнее горами! Есть серна! На этот раз Фшати был к нам благосклонен!

Кавказская серна. Второй шанс! За «Российским Кавказским призом»Ничто так не украшает трофей, как удачный сделанный фотоснимок. Фотосессия заняла у нас примерно полчаса, в течение которого мы проявили всё мастерство фотографического искусства. На этом приятная часть охоты закончилась и началась каторга под названием «спуск». Он оказался максимально жёсткий, с элементами альпинизма. Особенно несладко пришлось видеооператору Жанну, у которого вместо горной палки была видеокамера. Так себе помощник в горах, да ещё и фильм надо снимать. И здесь я вспомнил про «лайтовость» этих гор, как мне казалось поначалу! Как я заблуждался! Горы напомнили, что могут быть непредсказуемыми и обманчивыми.

Уже начало темнеть, когда мы, преодолев трудности крутого, с многочисленными препятствиями спуска, падая по несколько раз, усталые и вымотанные, добрались, наконец, до машины. Хорошо, что нам навстречу к подножью пришла подмога. Денис, друг Мурата, приехал помочь нам. Ура, мы с трофеем едем на базу!

ял ужин, традиционное поздравление с удачей от братьев-охотников! Усталые и довольные, находясь под впечатлением от насыщенного и успешного дня, мы возвращаемся на базу. Мы ещё не знали, какой сюрприз нас ждёт на следующий день.

Настало утро, можно расслабиться и встать не спеша: день отдыха! Однако запланированные мероприятия подсказывали, что нужно шевелиться, дабы всё успеть. Позавтракав, едем по известному нам маршруту к подножию гор, где находится хорошо устроенный тир под открытым небом. Задача была пристрелять новую титановую ДТК «банку» для последующей охоты в КРЧ. Не спеша подвесили мишень, поставили оптическую трубу и начали пристрелку. Первый выстрел показал, что необходимо внести корректировки, пуля легла ниже и правее. С «банкой» можно стрелять без наушников: выстрел комфортный и не громкий. На «злом» .300 Win. Mag. отдача практически не ощущалась.

Пять выстрелов, и карабин пристрелян. Можно собираться. Но что-то заставило сделать ещё один проверочный выстрел. Мгновение – и по ушам ударил оглушающий грохот. Карабин лягнул, ударив стрелка в подбородок. Полная растерянность и непонимание. Что случилось? На конце ствола видим остатки разорванного ДТК! Точнее, то, что от него осталось. Вот это да! Полное недоумение. Осмотрелись. Главное, все целы, глаза, руки, ноги на месте, уши получили звуковую компрессию. Придя в себя, я скрутил то, что осталось от «банки», и навернул штатный ДТК. Смотрим на мишень. Пуля попала точно, а это значит, что разрушение произошло после её вылета и из-за напора газов: корпус не выдержал, и произошёл взрыв. «Банка» минус! Эмоциональный звонок производителю! Хорошо, что это произошло не на охоте, а главное, никто не пострадал! Но осадок остался.

Кавказская серна. Второй шанс! За «Российским Кавказским призом»

Весь день мы провели в посещении местных достопримечательностей и завершили его в уютном ресторане, оформленном в этническом стиле горной харчевни с замечательно вкусной едой осетинской кухни. Утром следующего дня нам предстояла дальняя дорога на Домбай и прощание с гостеприимной и радушной Северной Осетией. Но прежде мы хотели прогуляться по Владикавказу. Погода стояла солнечная, Терек шумел на перекатах широкого русла горной реки. Приятно пройтись вдоль набережной с растущими клёнами, украшенными золотыми осенними листьями.

Мы вышли на центральную улицу и попали на живописный бульвар, вдоль которого уютно стояли дома с красивыми фасадами в стиле старого Петербурга. В них расположились многочисленные кафе, ресторанчики и различные магазины, зазывающие прохожих своими красочными витринами. Вдоль бульвара тренькая колокольчиком, ездил трамвайчик, увозя пассажиров в сторону красивых гор, в которые зрительно уходил бульвар, напоминая, что мы в столице Северной Осетии. Очень красивый город, создающий какое-то удивительно лёгкое праздничное настроение! И на позитиве мы выдвинулись в дальнюю дорогу в Карачаево-Черкесию на охоту в поисках среднекавказского тура. Но это тема уже следующего рассказа. До встречи, друзья!

P. S. От всего сердца благодарю всех, кто встречал, сопровождал меня и помогал мне в этой поездке!