Можно ли спутать кабана с лосем? Кречмар по четвергам, 21 ноября

Кречмар по четвергам
Можно ли спутать кабана с лосем? Кречмар по четвергам, 21 ноября

Мы публикуем текстовую версию онлайн-трансляции от 21 ноября 2021 года. Вы всегда можете посмотреть запись эфира на YouTube или прослушать подкаст:

Добрый день, друзья! Сегодня подведём некие итоги года и поговорим о некоторых довольно злободневных проблемах. Мне бы хотелось немного рассказать о той работе, которую мы проделали за текущий год. Год практически уже закончился, остался всего месяц.

Первый номер, который вышел в 2021 году, был посвящён тому, какой, возможно, будет охота во время ковида. На обложке номера – зубр. Это охотничий вид, если не у нас в стране, то в Белоруссии уж точно. Тема номера была такой: «Мы будем охотиться. Где и как?». То есть сомнений в том, что мы будем охотиться, у меня не было, а вот как – были. Ну что же, можно сказать, что лично я поохотился в этом году хорошо. И охоты для меня ещё не кончились, есть ещё полноценный охотничий месяц. Судя по публикациям в наших дальнейших журналах, люди, в общем-то, воспользовались этим вполне.

Следующий номер был февральский, с темой «За что мы платим дважды». Это о том, какие траты мы несём уже после того, как за что-то заплатили. Заплатили мы за охоту, за оружие, за апгрейд оружия, тюнинг и т. д. В данном номере довольно много всего об этом написано.

Мартовский номер был посвящён оружейному рынку. Эта тема специфическая, но интересная, и тут мы тоже опубликовали довольно много материалов эксклюзивного характера.

Апрельский номер был посвящён весне и тяге вальдшнепа. И с ним же был связан ножевой спецвыпуск. У нас, кто забыл, есть сдвоенные номера с ножевым спецвыпуском, дважды в году мы их выпускаем.

Июньский номер с темой «Оружие и законодательство». Как раз в это время активно обсуждались всякие вещи с новеллами (как сейчас принято говорить) в оружейном законодательстве.

«Охота и высокоточная стрельба» – номер за июль.

«На охоту с рюкзаком» – номер про довольно распространённую и интересную охоту.

Сентябрьский номер – «Медведи и опасность». Тоже номер получился довольно любопытный, интересно, что до сих пор мне звонят и берут интервью по поводу медведей, которые выходят на окраины посёлков, хотя медведи все давно спят.

«Охота и искусство» – октябрьский, тоже весьма любопытный номер. Как вы могли давно заметить, у нас всегда на обложке живое животное, мы не печатаем на обложке трофейных фото. Но здесь – знаменитые фрески в пещере Альтамира. Сделали такое исключение.

Один из номеров был посвящён большим калибрам, это тоже довольно интересно. Вроде как Россия не считается страной больших калибров, но это не совсем так. Поговорили и о .375 H&H, и о .366 «Техкрим», и о 9,6×53 «Ланкастер».

Об опасности на охоте у нас вышел ноябрьский номер. Тема, которая перекликается с темой сегодняшнего стрима.

Сейчас у нас ушёл в печать номер, который называется «Охотничьи награды». Вы можете найти его в продаже в конце месяца во всех универмагах «Ашан», в аэропортах и так далее. Выписывайте наш журнал и не забывайте подписываться на его онлайн-версию: https://huntportal.ru/journal-online.

А теперь немножко поговорим о том, ради чего мы сегодня здесь собрались.

Начну я с истории. Старые времена, верховья Лены. Сидит геологический прораб у ручья, ловит хариуса. Рядом на всякий случай лежит кавалерийский карабин. Вдруг видит: напротив него в зарослях чозении идёт олень. Точнее, идут ноги оленьи. Потому что чозениевый подрост – это густая щётка веток наверху и гораздо более редкие стволики внизу. И вот видит наш геолог, как ветки эти колышутся, а внизу, между стволиками, перебирают себе оленьи ноги. Недалеко, метрах в семидесяти.

Геолог наш был человек опытный, прикинул, где у оленя располагается тулово, вскинул карабин и туда выстрелил. В ответ раздался дикий вопль и грохот чего-то убегающего по гальке. А олень – олень упал. Весь как был, в сбруе и с двумя вьюками. С притороченной мелкашкой. Верховой олень, учуг. А верхом на нём ехал эвенк. В которого геолог, к счастью, не попал.

История умалчивает, сколько спирта и других полезных вещей геологам пришлось отдать тунгусскому кочевью. А теперь к документам. Правила охоты. В п. 72.2 написано: «Запрещено стрелять „на шум“, „на шорох“, по неясно видимой цели. А так же нельзя стрелять по взлетающей птице на высоте ниже 2,5 м».

А вот другая история. Ночью на реке Анадырь некий охотинспектор сплавлялся по реке с целью подстрелить на нерестилище медведя. Дело было до развития не только тепловизионных, но даже ночных прицелов. Занятие совсем не бессмысленное: галька светлая, медведь тёмный, от воды идёт отблеск, поэтому в оптический прицел с неплохой светосилой тёмное шевелящееся пятно видно. Недалеко от посёлка инспектор видит на гальке крупное шевелящееся пятно с четырьмя, как минимум, конечностями. Прицелился в его середину – но тут, на всеобщее счастье, послышался характерный звон стаканов и пятно разделилось на две части. Два мужика на нерестилище выпивали, сидя на коряге. Скажете, редчайший случай, да и что делали они в восьми километрах от посёлка? А я вам скажу: редчайший-то редчайший, но редчайшие случаи тоже случаются. И исходя из того что даже я один знаю их некоторое количество, никакие они не редчайшие.

По стрельбе, где вместо одного вида убит другой вид. Даже в комментариях к моему анонсу перечислено изрядное количество путаниц, среди которых несколько раз мелькало пресловутое «принял лося за кабана». Принимают, и ещё как! Я заметил, чаще всего в зоне активного коневодства с отгонным выпасом за лосей принимают коней. Я знаю как минимум два эпизода, когда на Колыме в одном случае спас колокольчик на шее, а в другом – ничего не спасло. Пришлось якутам платить отступные. Имейте в виду, что ошибаются не только люди, но и звери, и птицы. Я могу рассказать случай, когда однажды мою кроличью шапку за добычу принял ястреб-тетеревятник. Ястреб бросился на меня, когда я сидел в кустах, только верх шапки торчал. Хищник ударил по шапке когтями, слава богу, шапка была с ватной подкладкой. Ошибаются и рыси, знаю несколько эпизодов, когда рысь кидалась на человека, у которого из-за сугроба торчала шапка. Рысь быстро понимала свою ошибку и убегала. Так что ошибаются все…

Раз уж мы говорим о стрельбе в условиях неясной видимости и неясного понимания, по кому мы стреляем, то я расскажу про стрельбу из-под фары. Есть такой весьма распространённый в наших палестинах способ браконьерства, как стрельба из-под фары-искателя с автомобиля. То есть едет по полю машина, на крыше которой установлена мощная фара-искатель, один человек фарой светит по полю и опушке леса, второй с карабином наготове. В свете фары вспыхивают глаза, и стрелок из карабина ниже этих глаз и стреляет. Вот уж точно история, где «на кого бог пошлёт». Хотя бывает разное. Как-то в Приморье один начальник милиции стрельнул ниже таких особо крупных глаз и отправил шныря приволочь добычу. Добычей оказался тигр, который был ещё и не мёртв, в придачу он напал на человека и в конечном итоге его загрыз. Дальше была увлекательнейшая история про то, как прятали убитого тигра и списывали человека как заеденного собаками, но к теме нашего разговора она уже отношения не имеет.

Ещё одна история – стрельба при полной луне и стрельба в «белые ночи». В общем, это то же, что и в сумерки разной степени густоты, если это не полярные ночи летом. Помнится, как один мой знакомый на тех же анадырских нерестилищах обстрелял медведя, пришёл вечером в лагерь и говорит, мол, пойдём добирать, скорее всего, ранил, мелкий медведь, я по нему выстрелил раз 10 и, скорее всего, попал. Мы пошли на следующий день за этим медведем, и выяснилось, что медведь был большой, был далеко, и возились мы потом ещё два дня с его добром. Ну и с расстоянием ночью плохо, оно определяется ночью плохо всегда, хоть с фарой, хоть без фары…Исключения составляют тепловизоры с дальномерами, но о них позже.

Проблема в том, что в сумерках довольно плохо определяешь и расстояние до зверя, и его размеры, и его трофейные качества, и даже его количество. Иногда бывают совершенно вопиющие ситуации. Например, в декабре в Якутии два охотника шли по льду замёрзшего озера к островку, где, как они предполагали, стояли лоси. Вдруг на окраине острова в кустах замаячил безрогий лось – молодой бычок или корова. Первый охотник выстрелил в него, и лось пропал. Сделали несколько шагов – на том же месте в кустах появляется такой же лось. Ещё один выстрел, и лось снова исчезает. Прошли ещё метров пятьдесят – из кустов выскакивает безрогий лось и бежит по льду. Стреляет второй охотник, лось падает. Но второй был опытнее, говорит: давай в кусты зайдём, посмотрим, что там. Один говорит: у меня лежит. Второй – у меня тоже. А это была небольшая лосиха с подросшими телятами.

Ошибок со стрельбой по некрупным медведям, когда гид-проводник не смог зацепиться за внешние приметы, чтобы определить размер зверя, – вагон и маленькая тележка. Если уж такие ошибки происходят при свете дня, что там говорить про сумерки или лунный свет, когда плохое освещение очень сильно искажает все габариты любого объекта. Вообще, справедливости ради, хочу сказать, что очень во многих охотничьих странах существует понятие « гражданских сумерек»: стрельба по зверю разрешена через полчаса после и за полчаса до заката и восхода солнца.

Теперь скажу про тепловизоры. Производители и дилеры тепловизоров всегда убеждённо рассказывают о совершенстве своих приборов и о том, какие преимущества они имеют перед невооружённым человеческим глазом. Ну, во-первых, сколь бы ни был совершенен прибор, несовершенен человек его, покупающий или использующий. И уж вы не представляете, сколько «тёплых» слов я выслушал по поводу самых совершенных тепловизоров на нашем рынке от их владельцев. С одной стороны, производители на это скажут, мол, сам дурак, руки кривые, учите матчасть. С другой – всё-таки, как по мне, любой аппарат, устанавливаемый на оружие, должен быть не менее прост в обращении, чем само оружие. Это я о совершенных тепловизорах. Но чаще всего несовершенные люди покупают несовершенные тепловизоры – ну, из экономии. И вот тут, в ситуации, отличной от полигонной, у них начинаются серьёзные проблемы – как с определением размера и расстоянием, так и с видом животного и трофейными качествами.

Лично я без применения ночного прицела и тепловизора прожил все свои сорок пять лет охотничьей жизни. И, думаю, остаток её тоже проживу. С одной стороны – мне, честно, всегда не хватало на них денег. С другой – особого дискомфорта я без них не испытывал. Так что моё резюме – охотьтесь при достаточном естественном освещении и не стреляйте по неясно видимой цели.

Ну и в конце – о приснопамятной истории. Да, бывает, люди ошибаются и добывают в хозяйстве не то животное, на которое выписана лицензия. Какие действия в этом случае? Вы не трогаете добычу – лежит вот как лежит. Берете телефон, вызываете или егерскую службу, или охотинспектора (в случае, если это произошло в угодьях общего пользования). Докладываете ему над трупом: так и так, виноват. Возможно, охотпользователь, если у него есть незакрытый лимит на этот вид, согласится выписать вам ещё одну лицензию, по тому договору, что у вас был, или с приплатой. Если нет – чистосердечное признание равно раскаянию, штраф с вас возьмут, но, я не исключаю – именно что не исключаю, – вы избежите уголовного дела. То же и в угодьях общего пользования. Штрафа вам точно не избежать. Но на снисхождение вы рассчитывать можете.

Как только вы разделали добытого таким образом зверя и вывозите его из угодий – вы браконьер без всяких сомнений! По любому законодательству – хоть по российскому, хоть по канадскому, хоть по камерунскому. Налицо попытка тайного вывоза товара из угодий. И тут уж не сомневайтесь, что получите по полной.

А теперь отвечу на вопросы, которые вы задали.

Максим Максимов: Здравствуйте, Михаил Арсеньевич! Подскажите специализированную книгу по медведю: систематике, морфологии...

Михаил Кречмар: На сегодняшний день в России самая хорошая книга по систематике, морфологии, экологии медведей – это совместная монография 1993 года, называется «Медведи». ХМожно ли спутать кабана с лосем?орошая монография, там есть и мой кусочек, книга под редакцией Игоря Честина. Её советую. Вообще, по медвежьей литературе можно сделать отдельный стрим, если хотите.

Сергей Ильиных: Надо в уголовный и административный кодекс вводить статью за незаконную транспортировку диких животных – продукции от диких животных. Как считаете?

Михаил Кречмар: Считаю это абсолютно правильным. Везёшь продукцию – виноват, однозначно. А то слышали мы эту песню – нашёл лося под кустом…

Я сделал небольшой обзор журналов, вышедших в этом году, и мы ждём ваших предложений по темам следующего года. Это не значит, что у нас нет плана номеров на следующий год. Но давайте попробуем воспользоваться вопросом к залу. Думаю, ещё пара трансляций до конца этого года будет, а может, и больше, не исключаю. Мы их будем всегда анонсировать заранее на всех наших площадках. Спасибо за то, что вы с нами! До свидания!

1146
    Adblock detector