Про охотничьи выставки. Кречмар по четвергам, 12 октября

Кречмар по четвергам
Про охотничьи выставки. Кречмар по четвергам, 12 октября

Мы публикуем текстовую версию онлайн-трансляции от 12 октября 2021 года. Вы всегда можете посмотреть запись эфира на YouTube или прослушать подкаст:

А давайте сегодня поговорим про выставки? В общем-то, на них многие ходят, все ругают и никто не знает, что с ними делать. Вот и мы в четверг будем стоять на выставке «Орёл-Экспо» в Гостином дворе, задавая себе извечный вопрос русской интеллигенции: «Зачем?»

Ну и можно поговорить об охотничье-рыболовных выставках вообще – как мне кажется, я имею на это некоторое право: стою на них с конца 90-х годов, застал расцветы ВДНХ, «Крокуса», раз шесть был на крупнейшей европейской выставке оружия и аутдор-снаряжения IWA. Правда, в послужном списке у меня нет крупнейшей мировой выставки SHOT Show в США – скорее всего, уже и не будет, – но я о ней и не стану говорить. А ещё, открою вам страшную тайну, когда только я стал главным редактором журнала, я сам или с командой предпринял обширный набег на региональные российские выставки. Но об этом отдельно и в самом конце.

Ну и чтобы два раза не вставать: я говорю ТОЛЬКО об охотничьей составляющей этих выставок. Рыболовная часть их живёт по другим законам, и там, по многим признакам, дела обстоят гораздо лучше, чем в охоте.

Зачем делают выставки?

Ну, вообще – изначально – показать достижения. Вот, дескать, братцы, мы придумали замечательную приспособу, разработали алгоритм производства – в общем, сделали что-то, что может сделать вашу конкретную жизнь, гражданин Гадюкин, удобнее и приятнее. Иногда намного, иногда не сильно намного, но тем не менее. Выставки бывают двух типов: business to business, то есть бизнес, взаимодействующий с бизнесом, и business to customer, превратившийся у нас в выставки-ярмарки.

Классика B2B – это та же IWA. В одно место – десять павильонов, каждый размером с 75-й павильон на ВДНХ, кто был, тот поймёт, – собираются ключевые производители и дилеры с большей части Европы, прилегающей части Азии (те же турки, пакистанцы, греки) и частично Америки – но через европейские представительства. Ходят по этим залам толпищи представителей дилерских компаний, смотрят, что есть нового. Ходят и частные лица, по билетам и приглашениям, но они имеют очень ограниченное значение для глобального бизнес-процесса. Частные посетители там имеют значение для мастеров-штучников. Это возможность для клиентов из разных стран – от России до Филиппин – сравнить их творчество, потрогать руками, пообщаться, составить представление о мастере лично и – сделать заказ, который может варьировать в цене от 15 тысяч до примерно 800 тысяч евро. Тоже экономика. Кстати, торговля ярмарочного типа на IWA (и вообще розница) не только запрещена, но и карается штрафом. Наши граждане это умеют всячески обходить, но не будем об этом.

Про охотничьи выставки. Кречмар по четвергам, 12 октября

Зачем ходят на выставки у нас?

Посмотреть что-то новое, чего не видели до сих пор, и получить об этом информацию. Бывает крайне редко, но иногда случается. В общем, таких, по-настоящему, новинок-новинок редко бывает более трёх на выставку. Но они бывают, их просто надо найти.

Ну и люди, как ни странно, надеются на обратную связь, пытаются донести продавцам и производителям своё мнение, делают какие-то пожелания по улучшению. Иногда это работает, иногда – нет. Работает это, чаще всего, когда мы имеем дело с небольшой компанией, которая только пытается выйти на рынок и поэтому гораздо более клиентоориентирована, чем компания со сложившейся сетью дистрибьюции и устоявшимся алгоритмом производства – те чаще всего живут по принципу «хавайте что дают». Кстати, это не является отличительной особенностью российской экономики – попробуйте что-то объяснить в «Шевалье», «Браунинге» или «Цейссе» и дождаться от них обратки.

Лапками потрогать. Да, в интернете есть всё. И часто – дешевле, чем на выставке, если это выставка-ярмарка. Но – не потрогаешь. И не примеришь. А это важно. Особенно в случае с нашим производителем, имеющим весьма отдалённые понятия о стандартизации, особенно, если он свои изделия реализует на внутреннем рынке. К примеру, только что мы покупали в экспедицию сапоги 39-го размера для одного сотрудника. В итоге подошли ему сорок третьего. Ну и в обуви это особенно важно, в том числе иностранной. Никому не советую приобретать обувь для охоты и путешествий, не померив, хотя люди бывают всякой степени мужественности. Кроме того, вот лично я люблю на выставках примерять и сравнивать оптику. В магазине уже после третьей демонстрации менеджер начинает тебя активно не любить: купишь ты, не купишь, кто знает, а от «Тетриса» ты меня уже оторвал. На выставке можно вдумчиво повертеть прицелы на муляжах-основаниях, поприкидывать их по дальним объектам – и, в общем, слова там тебе никто не скажет. Ибо положено так.

Купить что-нибудь подешевле. Атавизм конца 90-х – начала нулевых. Давно уже на выставках ничего не продают дешевле магазинной цены, а зачастую и подороже норовят. Единственный плюс – можно поторговаться и, если продавец дружественно настроен, скидочку выбить. Но сегодня и во многих магазинах это возможно при должной настырности.

Ещё на российские выставки ходили, чтобы пообщаться с представителями иностранных компаний и приезжими экспертами. Чем была так приятна ARMS & Hunting прежних лет? Немцы, австрийцы, итальянцы, греки. Причём представители иностранных компаний всегда были гораздо более подготовлены и клиентоориентированы, чем наши. Про «наших» я уж не могу удержаться: некоторые крупные региональные производители нанимали в Москве мальчиков и девушек, дабы те просто стояли у стенда и следили, чтобы с них ничего не потырили, а сами находились... непонятно где, в общем. Но вот уже два года я иностранцев на наших выставках не вижу, и всем понятно почему. И неясно, появятся ли они снова в обозримом будущем.

Поехать на охоту. Вообще, это общемировая практика – когда на выставки ходят для того, чтобы повидать представителей охотничьих агентств или организаторов охот. Да, их всех можно найти в интернете (вру, не всех), но прямое личное общение даёт возможность максимально уточнить условия поездки, качество трофея, лично составить представление об организаторе. Задать те вопросы, которые не всегда удобно задавать в письменном виде, и посмотреть, как агент или организатор на них реагирует. К сожалению, охотничьих компаний на выставках тоже из года в год становится всё меньше и меньше. Все они уходят в ту область, где, как говорят японцы, «кому нужно – тот сам знает».

В конце 90-х – нулевые годы на выставки много приезжало людей из регионов. И дилеров, и просто так. Дилеры – это отдельная история. Приезжает менеджер из магазина, скажем, в Нерюнгри, ходит три дня по выставке, смотрит, кто что привёз нового, интересного его покупателям, собирает визитки, пишет всё в записную книжку – а потом недели две после выставки живёт в Москве, мотается по представительствам интересующих его компаний, здесь берёт упаковок десять, здесь партию в триста штук, тут двести единиц, свозит на какой-то арендованный складик, пакует в контейнер и отправляет себе в Южную Якутию – вот и пополнен ассортимент магазина на ближайшие полгода, а то и год. Я много знаю таких дилеров, не меньше двух десятков. Сейчас это стало более редким явлением, я почти перестал их встречать, видимо, большинство ушло в интернет. Но кое-кто остался.

Наши приезжие. Просто приурочивали приезд в Москву – какую-нибудь командировку или отпуск – к выставке, ходили, встречали знакомых, жалом по рядам водили: может, чо есть интересное. Способствовало расширению кругозора у людей, новые знакомые появлялись. Иногда договаривались на охоту вместе куда-то поехать в новые места. Помнится, была хорошая традиция найфовок на ВДНХ – как сейчас помню, какая-то столовая на втором этаже с горячительными напитками, приглушённый красный свет и несколько десятков человек: в одной руке – бутылка или бока пива, в другой – нож, а то и несколько, и все разгорячённо спорят. Очень экзотично выглядело, как собрание карбонариев прямо.

Ну вот приходим к одному из главных ответов, зачем наши люди ходят на выставки, – пообщаться. Должен сказать, что в первый, экспертный день ЛЮБОЙ выставки, пока их ещё не захлестнула толпа народа, мне обычно бывает знаком – ну, чуть ли не каждый десятый встречный. Увидеться. Поболтать, пожать руку, сфотографироваться на стенде, опрокинуть рюмашечку. Причём интересно: есть выставки, которые по определению рассчитаны на людей с невысоким уровнем дохода – то есть вроде как состоятельному человеку на них делать нечего. Ан нет – бывают на них и миллионеры. И депутаты ГД, и крупные финансисты – все страстно интересующиеся охотой. Потому что…Потому что скучно. Очень беден на события наш охотничий мир (в отличие от той же Тосканы, скажем, где каждые две недели в радиусе 200 км происходит какой-нибудь охотничий фест или шоу). Так что давятся, ругаются, но идут. В расчёте на чудо. Как и мы все.

Про охотничьи выставки. Кречмар по четвергам, 12 октября

Про регионы и их выставки

В 1970-е годы был такой забавный анекдот – не все его и поймут сегодня. Встречаются Брежнев с Никсоном. Никсон и говорит: «У меня проблема со снабжением. Все товары, потребные населению США, производятся в нескольких городах, и надо придумать, как их развозить по Штатам». Брежнев отвечает: «А у нас нет такой проблемы: всё в стране у нас свозится в Москву, а люди со всей страны приезжают туда и развозят обратно». Так вот, у нас до сих пор всё так.

Дорогие регионалы! Вы уж меня извините, но местные выставки – это ужасно. Самая интересная выставка, которую я видел, проходила в 2013 году в Самаре: она была небольшая, но насыщенная и интересная. Выставлялся какой-то оружейный магазин, продавались какие-то африканские туры, были даже показательные выступления фехтовальщиков с плясками. Широко были представлены охотничьи хозяйства – правда, выставлялись они, по-моему, сугубо из-под палки губернского начальства. Для меня самарская выставка запомнилась тем, что я познакомился там с Сергеем Палагутой – сегодня он один из очень немногих охотничьих активных общественников в стране, – и с нашим нынешним сотрудником Алексеем Морозовым, ныне директором редакции международных проектов.

Самая же тоска была на выставке в Нижнем Новгороде – хотя, казалось бы, вообще столица российских ярмарок. Помнится, приехал я туда с тайной надеждой посмотреть, что выставляют местные ножеделы: Нижегородская область ведь реально ножевая столица России. Думаю, может, что ценное не довозят, у себя прячут. Приехал. В ножевом отношении – убожество жуткое, в супермаркете «Планета Железяка» у меня через дорогу случайный ножевой отдел богаче будет. Спрашиваю: а где все? Где все пять тыщ одна фирмы и кузни из Павлово, Ворсмы и т. д.? Милай, отвечают. В эти дни проходит «Клинок» в Москве. Все свои ножики по ящикам упаковали и туда поехали. Нахрен им это наше местное выставочное убожество? Денег здесь всё равно нет, а у кого есть, те знают, где что купить в любой момент, хоть у местных, хоть не у местных. Да и те два калеки, которые сегодня выложились, – они так стоят, чтобы место занять только.

Про выставки в других городах даже и говорить не буду, чтобы никому особо обидно не было.

Опять же, как мне кажется, основная проблема всех выставок – заорганизованность. Вот в какой-то области губернатор или вице-губернатор – охотник. Ну или особо продвинутый олигарх там. Сидит он в своём кресле, окидывает подопечное ему хозяйство орлиным взором и вопрошает чиновников: а чего это, дорогие мои, нет у нас у нас такой выставки, как в Москве? Таким людям «нет» не говорят. Сразу берут к исполнению. А что у нас там по теме есть? Ага, три охотничьих магазина – исполнять. А то льгот лишим или по аренде прищучим. На квадриках Сенька покатушки устраивает – пусть ставит квадрики, я на таком в прошлом месяце на вышку подъезжал. Кто ножи делает – их в обязательном порядке. И Петьку с медвежьими чучелами. А, получается одна пятая зала в экспоцентре? Ну, мёд вам в помощь, платки кружевные, труселя китайские. Люди ж в труселях на охоту ходят, не без них же? И вот три дня вся эта компания мрачно стоит в пустом экспоцентре, во главе с труселями, отбывает государеву повинность.

Нет, я не скажу, что нет у нас развитых и толковых узлов с развитой оружейной и охотничьей промышленностью, торговлей и, страшно сказать, состоятельными людьми. Вот, например, Екатеринбург: и денег там изрядно, и экспоцентр, и люди заинтересованные во главе процесса. И рядом тоже крупные центры, производящие оружие и комплектующие, снаряжение, и дилеры там по охотничьему снаряжению серьёзные: Ижевск, Уфа, Оренбург, Курган. Возможно ли заинтересовать их участием в одной большой общерегиональной выставке? Возможно, если они будут считать, что это окупится продажами. А так – всё как в предыдущем эпизоде: упаковал всё в ящики – и в Москву.

Выставки и ковид

Было общее впечатление, что ковид выставки убьёт. И пока непонятно: может, он всё-таки это сделает. Какие меры противодействия были разработаны? Фестивали под открытым воздухом и выставки онлайн. В онлайн – малопонятно. И лапками не потрогаешь, и в глаза производителю-менеджеру не заглянешь. Здесь снова вспоминаю анекдот про собаку. Собака сидит, за компом письма пишет, весь мир на проводе. Хозяин: «Да кто ж тебе пишет, ты же собака?» – «А я никому не пишу что я собака!» Вот так и в онлайн-выставке очень трудно понять, не собака ли у нас на другом конце провода. Фесты под открытым небом пока только нащупывают свой путь, и нащупают ли – тоже малопонятно. Хотя преценденты есть и у нас, и на Западе – та же Hubana, о которой мы писали. Сегодня понятно одно: на коленке приличную онлайн-выставку не сделаешь. На её организацию нужен и штат, и бюджет, а не усилия двух энтузиастов и трёх студентов «за еду».

Про охотничьи выставки. Кречмар по четвергам, 12 октября

Как сделать, чтобы выставки посещали?

Часто меня спрашивают: вот мы собираемся делать охотничью выставку, что нам предпринять, чтобы люди на неё ходили? Например, мы вот сделаем конференцию с уважаемыми людьми, пригласим крупного чиновника, он выступит, люди на него сбегутся!

Милые мои, отвечаю я. На крупного чиновника люди сбегутся на выставке, только если вы его в клетке под потолком повесите, а он будет оттуда вам рожи корчить! Никакой крупный чиновник не будет вам отвечать на выставке на ваши вопросы, а если будет, то вам не захочется слышать его ответы. Сами прочитаете в газете «Правда». Или какая там у нас сегодня газета – «Российские ведомости», что ли. Мужики ходят на охотничье-оружейную выставку смотреть ОРУЖИЕ. А уж патронташики, ремни, ящики, лодочные моторы, вездеходы, квадроциклы, выставки собачечек и труселя – это та-а-аким прицепом. Сможете обеспечить экспозицию огнестрела, да так, чтобы его в руки брать можно было, – вот это оно. А уж чтобы рядом стоял вменяемый и компетентный менеджер – об этом я в наших условиях и мечтать боюсь. Есть пушки – есть выставка. Нет пушек – нет выставки. Ятакщетаю.

Ну и вообще. Ситуация с выставками, как по мне, полностью отражает общую ситуацию в отрасли. Которую я не могу охарактеризовать иначе как гниюще-стагнирующую. Однако есть вещи, в которых я уверен. Выставочная система в России и в мире не рухнет в одночасье. Она так и будет равномерно гнить, экспоненты – сжав зубы – выставляться (потому что нет альтернативы), посетители – несдержанно ругаясь – ходить, и так будет продолжаться… ну, не до бесконечности, но неопределённо долгое время, за пределы которого я не заглядываю. Во что вырулит текущая ситуация – мне пока непонятно.

983
    Adblock detector