Охотничья и оружейная литература. Кречмар по четвергам, 25 января

Кречмар по четвергам
Охотничья и оружейная литература. Кречмар по четвергам, 25 января

Мы публикуем текстовую версию онлайн-трансляции от 25 января 2022 года. Вы всегда можете посмотреть запись эфира на YouTube или прослушать подкаст:

Сегодня мы поговорим с вами о русской охотничьей литературе и о русских охотничьих писателях. Это довольно интересная тема, меня часто спрашивают о том, что у нас было с этим раньше и что есть сейчас. Вот и поговорим.

Существует точка зрения, что первым охотничьим писателем у нас в стране был царь. А первая охотничья книга – «Урядник сокольничьего пути». Она была посвящена преимущественно формализации и ритуализации царских охот. Кстати, её настоящее название довольно длинное: «Книга, глаголемая урядник: новое положение и устроение сокольничьего пути». Считается, что в нём царь раскрыл поэтический характер соколиной охоты: «Очень потеха эта полевая утешает сердца печальные и забавляет весельем радостным...». И, кстати, именно в «Уряднике» впервые прозвучала ставшая впоследствии всем известной поговорка «делу – время, потехе – час». Есть довольно интересная точка зрения, что царь не сам писал, а книга была написана с его слов. Книга существует в рукописном варианте, она в кожаном переплёте, на ней есть собственноручные пометки царской рукой.

Царь Алексей Михайлович, отец Петра Первого, придавал большое значение торжественности и пышности церемониалов, призванных подчеркнуть могущество и богатство православного государя. Алексей Михайлович любил во всём порядок и исполнительность, что и отразилось и в создании Устава, который регламентировал порядок организации царской охоты. Кстати, между прочим, ведало её проведением самое влиятельное учреждение в государстве – Тайный приказ, а руководитель соколиной охоты – сокольничий – был доверенным лицом московского государя. Когда царь выезжал на соколиную охоту, то дрессировщики соколов подавали ему на руку, на особое кольцо, сокола. Но в основном в «Уряднике» речь идёт не о самом процессе охоты, а о том, кто во что должен быть одет, с какой стороны должен висеть рожок, какие шарфы, какие сёдла должны быть у участвующих в охоте людей. Вот такая у нас самая первая охотничья книга в России. «Урядник сокольничьего пути» известен в основном специалистам. 

Одним из самых известных охотничьих писателей России был Сергей Тимофеевич Аксаков, родившийся в Уфе в 1791 году и умерший в 1859 году. Уфа очень гордится Аксаковым и вообще аксаковской семьёй. Там есть и музей, и улица Аксакова, и всячески поддерживается история семьи, что очень приятно. Уже в зрелом возрасте Аксаков приехал в Москву, жил в имении Ново-Аксаково в Москве. Был инспектором Константиновского землемерного училища и директором Константиновского межевого института. В 1839-м вышел в отставку. В 20–30-е годы занимался литературной деятельностью. Родоначальник и классик русской охотничьей литературы. Её результатом стали несколько известных книг: «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852), «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах», «Детские годы Багрова-внука» (1858), «Записки об уженье рыбы» (1847) и так далее.

Довольно известным охотничьим писателем считается Егор Эдуардович Дриянский. Он был разносторонним писателем. Охотники его знают преимущественно по «Запискам мелкотравчатого». Но на самом деле Дриянскому принадлежат: роман из жизни нарождающейся буржуазии «Туз» (1867), пьеса из провинциального быта «Комедия в комедии» (1855), детектив «Изумруд Сердоликович» (1863), повести «Квартет» (1858), «Амазонка» (1860), автобиографическая повесть «Конфетка» (1863). Лично мне очень понравился цикл рассказов Дриянского с несколько гоголевским уклоном в чертовщину. Но считается, что лучшее его произведение – «Записки мелкотравчатого». Это панорама «отъезжего поля», показывающая охотников-дворян, крестьян, красоту среднерусской природы и поэзию псовой охоты. Первый вариант «Записок» появился в журнале «Москвитянин» № 2 за 1851 год под названием «Мелкотравчатые. Очерк из охотничьей жизни». 

Другой известный охотничий писатель – Александр Александрович Черкасов, он был горным инженером. Родился он в Старой Руссе, в семье горного инженера, и является автором «Записок охотника Восточной Сибири». Такой фундаментальный труд, для людей, интересующихся охотничьей литературой России, как говорится, must read. Обязательно читать.

При этом на самом деле на сегодняшний день самым известным охотничьим писателем, именно в плеяде охотничьих писателей, является Леонид Павлович Сабанеев. Более того, вообще вся российская охота XIX, XX и XXI веков прошла под знаком Сабанеева. Родился он в деревне Высокое Ярославской области. Своё образование начал в Ярославском кадетском корпусе, затем учился в Ярославском лицее, после чего окончил естественный факультет физико-математического отделения Московского университета. Участвовал в экспедиции по изучению фауны Урала. У него много про Урал, достаточно интересных охотничьих и зоологических очерков. На собственные деньги при поддержке Н.А. Пастухова совместно с профессором Московского университета С.А. Усовым, А.Н. Петрушковым и Д.Н. Алучиным он начал издавать в Москве журнал «Природа». Являлся заместителем председателя Московского общества любителей рыболовства. С 1874 года Сабанеев стал редактором издания «Журнал охоты». А в 1878 году организовал ежемесячный журнал «Природа и охота», объединив журнал «Природа» с изданием «Журнал охоты». В 1888 году составил Устав Русского охотничьего клуба. Одним из первых в России доказывал на государственном уровне, что охотничьи и рыбные богатства являются национальным достоянием. Им создана статистика охоты в России, которая потом стала охотоведением. Многочисленные его научные и литературные труды сейчас являются классическими по всем видам охот и биологии охотничьих видов зверей и птиц, биологии рыб России, рыбоводству и рыболовству. В 1995 году Московским городским обществом охотников и рыболовов учреждена медаль Л.П. Сабанеева и одноимённая премия для поощрения граждан России за лучшее художественное произведение, посвящённое рыбной ловле, энциклопедические или справочные издания по рыболовной тематике. Я имел честь быть награждённым медалью Сабанеева. Действительно, Сабанеев был основоположником всей охотничьей отрасли за последние 200 лет. 

Другой интересный охотничий писатель XIX века – Сергей Николаевич Алфераки. Тоже из богатой помещичьей семьи. Родился он в Харькове, молодость провёл в Таганроге. Учился в Московском университете до 1870 года. Написал и издал довольно много трудов об охотничьих животных. Сотрудничал с «Охотничьей газетой», журналом «Природа и охота» где часто публиковал свои очерки и рассказы, например «О бекасе», «О тяге на Кавказе», «О гаршнепах». Он был довольно успешным орнитологом-любителем, автором монографий «Утки России», «Гуси России», «Очерки утиных охот». У нас на «Русском охотничьем портале» довольно большой биографический очерк об Алфераки. 

Следующим обязательным к упоминанию российским охотничьим писателем будет Андрей Александрович Ширинский-Шихматов (1862–1927). Он был государственным деятелем, происходил из очень старинной княжеской семьи. Кинолог и литератор. Был губернатором Твери, обер-прокурором Синода, членом Госсовета. Свою государственную деятельность совмещал с охотничьими путешествиями. В 90-х годах XIX века в одиночку путешествовал по отдалённым губерниям России, изучал породы северных лаек. Итогом этих поездок стал «Альбом северных собак», изданный в 1895 году. Большинству охотников Ширинский-Шихматов известен как автор книги «По медвежьим следам», которая вышла в 1900 году, и как конструктор пули для гладкоствольного охотничьего оружия, которая и сейчас выпускается некоторыми отдельными энтузиастами. И механической медвежьей рогатины. В 2002 году Московское городское общество охотников и рыболовов учредило медаль А.А. Ширинского-Шихматова и одноимённую премию за выдающиеся достижения в области охотничьего собаководства.

Если мы говорим о князе Ширинском-Шихматове, то нельзя не упомянуть его постоянного собеседника и оппонента в охотничьей литературе – Александра Николаевича Лялина (1850–1926), известного томского охотника конца XIX – начала XX веков. Опытный медвежатник, в основном этим и известен. Автор многочисленных охотничьих очерков и заметок, которые выходили в дореволюционных охотничьих изданиях России. Особенной популярностью пользовался его цикл очерков «Охота в Сибири на медведей с лайками», который на протяжении нескольких лет (в 1900–1910-е годы) публиковался в журнале «Природа и охота». В 1997 году 10 очерков из этого цикла вошли в сборник-справочник «Охота на медведей», а в 2015 году вышло отдельное электронное издание полного цикла Лялина из 21 очерка.

Говоря о писателях-охотниках XIX века, надо сказать о Николае Анатольевиче Зворыкине. Он писатель, натуралист, охотник. Знаменитый волчатник. Родился в Вышневолоцком уезде Тверской губернии в дворянской семье. Написал несколько довольно интересных книг: «Охота по перу», «Охота на лисиц», «Охота на волков», «Волк» – это своего рода энциклопедия русской охоты того времени по зверю и птице. Среди рассказов особенно выделяются «Дупель», «Афанасий медвежатник». В 1955 году выпущены его «Избранные произведения».

Говоря о литераторах-охотниках, мы не можем не говорить о Сергее Александровиче Бутурлине. Нам он сейчас известен в основном как оружиевед и автор своего собственного «парадокса», из которого он якобы на расстоянии больше 200 метров стрелял лосей на Колыме. Правда, некоторые сомневаются, что это было на самом деле. У Бутурлина есть две книги, совершенно фундаментальные: «Пулевое охотничье ружьё» и «Дробовое охотничье ружьё». Науке он известен как орнитолог. Написал около 1000 публикаций на охотничьи и околоохотничьи темы в русских и иностранных научных и охотничьих изданиях. Его наиболее известные книги: «Настольная книга охотника», «Стрельба пулей», «Дробовое ружьё и стрельба из него», «Полный определитель птиц СССР». Кстати, имейте в виду, когда мы пытаемся найти издания «Стрельба пулей» и «Дробовое ружьё и стрельба из него», то мы чаще всего наталкиваемся на послереволюционные краткие переложения этих книг, которые очень коротки и выхолощены. На самом деле Бутурлин был человеком весьма неленивым и книги писал большие. Если у кого-то есть возможность найти дореволюционные издания – найдите! Это очень интересно.

Когда мы говорим об охотниках-литераторах и охотниках – общественных деятелях, нельзя не упомянуть и Юрия Михайловича Смельницкого. Родился он в середине XIX века в городе Акмолинске. Был первым руководителем Казанского общества охотников, созданного в 1868 году. Оно, кстати, второе появившееся в России общество охотников. В сабанеевской «Природе и охоте» регулярно публиковались проблемные статьи Смельницкого по охотничьему законодательству, об организации и аренде угодий, ведении охотничьего хозяйства. Первый художественный очерк «Охота на утиных сидках» был опубликован в 1894 году. А потом вышли три тома «Охотничьих воспоминаний», в которых описывались картины медвежьих и глухариных охот в лесах Казанской губернии, в том числе на территории Марийского края. Смельницкий – автор популярных некогда книг об охоте: «Злые птицы», «Друг человека» (Казань, 1925), «На привале охотников: Монтекки и Капулетти». Когда в 1924 году в Екатеринбурге начал выходить журнал «Уральский охотник», то Юрий Михайлович стал его сотрудником. В этом журнале вышел ряд его рассказов и очерков, в т. ч. «Чайка», «Друг человека», «Охотничий стан», повесть «Глухари, медведи, люди».

Следующий охотничий писатель, Михаил Пришвин – это общероссийский литературный феномен, выходящий далеко за пределы охотничьей тематики. При этом почти все произведения Пришвина, опубликованные при жизни, посвящены описаниям его собственных впечатлений от встреч с природой. Описания эти отличаются необычайной красотой языка. Константин Паустовский, другой очень известный писатель, в творчестве которого тоже есть значительный элемент охотничьей тематики, называл его «певцом русской природы». А Максим Горький говорил, что Пришвин обладал «совершенным умением придавать гибким сочетанием простых слов почти физическую ощутимость всему». Пришвин известен и ещё тем, что был одним из пионеров природной фотографии. Он сотрудничал с немецким охотничьим журналом Die Grune Post, а также заключил с издательством «Молодая гвардия» договор на книгу «Охота с камерой». Основная охотничья литература у Пришвина – «Календарь природы», «В краю непуганых птиц», «Государева дорога», «Олень-цветок». 

Следующий охотничий писатель тоже широко известен, и прежде всего не как охотничий писатель, а как писатель-натуралист. Это Виталий Валентинович Бианки. Замечательный совершенно писатель, родился в Санкт-Петербурге в самом конце XIX века (1894–1959). В чине прапорщика служил в артиллерийской бригаде в годы Первой мировой войны. Работал преподавателем биологии на Алтае (г. Бийск), был одним из организаторов краеведческого музея (теперь это музей его имени), затем занимался литературным трудом. За 35 лет литературной работы написал более 300 рассказов, сказок, повестей, очерков и статей. «Лесная газета на каждый год» (1928) была одной из любимых книг сотен тысяч читателей, моей в том числе. И при этом всём Виталий Бианки до конца жизни был охотником и об охоте написал очень много. У него есть совершенно прекрасная повесть о промысловой охоте на соболя на Урале. Да и вообще во всех его рассказах, в том числе для детей, всё время упоминаются охота и охотники, тот же его знаменитый Сысой Сысоич. Виталий Бианки внёс в нашу охотничью литературу огромную лепту, которая, с моей точки зрения, никем не превзойдена. 

Другим очень интересным охотничьим писателем, тоже родившимся в конце XIX века, был Максим Зверев (1896–1996). У него очень интересная биография. В 1917 году он в чине прапорщика заведовал станцией Барнаул. В том же году в газете «Алтайский край» опубликовал свой первый рассказ «Охота на волков» (о совместных с отцом охотничьих походах). Во время наступления Колчака был мобилизован и работал помощником коменданта станций Алтайская и Томск. В 1919 году перешёл на сторону Красной Армии и был назначен военным диспетчером всей Томской железной дороги. В конце 1920 года учился в Томском университете на естественном отделении. Первую научную работу «Определитель хищных птиц Сибири» опубликовал в 1923 году. После окончания университета стал профессиональным зоологом. Трудовую деятельность начал в Сибирском институте защиты растений. Как бывшего прапорщика царской армии в 1933 году Зверева должны были арестовать, но его начальник Алтайцев приложил немало усилий, чтобы учёный остался на свободе. Алтайцеву удалось убедить начальство ОГПУ в том, что Зверев – единственный наличный специалист-зоолог своего направления и без него работа зоосада развалится. По документам Зверева «зачислили» в ГУЛАГ, но позволили работать в зоосаде и проживать дома. При этом Зверев отдавал свою зарплату государству.

Далее Максим Зверев был арестован 20 января 1933 года и осуждён Коллегией ОГПУ 5 августа 1933 года по ст. 58-2 (вооружённое восстание) и приговорён к 10 годам лишения свободы. Но, однако, был освобождён из Томского отделения Сиблага 29 января 1936 года. Потом, в 1937 году, его снова попытались посадить, но тут Зверев уехал в Алма-Ату, и уже в Казахстане он работал до конца жизни. Он боролся с браконьерством, добивался прекращения вырубки леса в Заилийском Алатау. Руководил комиссией по охране природы Союза писателей Казахстана. И, как учёный, он выступал за то, что бережное отношение к природе следует воспитывать с детства. Писал для детей рассказы, сказки, повести о животных. На самом деле у него прекрасные книги охотничьего направления о Средней Азии: «Белый марал», «В норах и гнёздах», «Лесные встречи», «У лесного костра», «Ущелье барсов». Огромное количество книг удалось издать Максиму Звереву. Я их очень хорошо помню по моим посещениям детских библиотек. Зверев был одним из самых любимых моих охотничьих писателей.

Другой очень известный писатель и натуралист – Евгений Павлович Спангенберг. Он орнитолог, писатель-натуралист, кандидат биологических наук, лауреат Сталинской премии. С 26 лет Евгений Спангенберг начал ездить в экспедиции в Среднюю Азию, в Казахстан, в Азербайджан. Работал в заповедниках. У него есть замечательная книга, «Записки натуралиста». Она вся пропитана охотничьим духом. В то время биолог-натуралист был практически синонимом охотника. Очень рекомендую всем, кто интересуется охотой и природой.

Следующий охотничий писатель, о котором мне хотелось вам сказать, это Иван Андреевич Арамилев. Он не имеет никакого отношения к Татьяне Сергеевне Арамилевой, которая сейчас является президентом Росохотрыболовсоюза. Настоящая его фамилия была Зырянов, родился он в деревне Ежи Пермского уезда Пермской губернии в крестьянской семье. Очень интересные у него охотничьи книги: «Моя жизнь», «Лето в тайге», «На охотничьей тропе» и т. д. Сам про себя он говорил, что родился и вырос в лесах Северного Урала. Охота была для него средством существования. Охотою кормился, поддерживал семью, и даже первые книги были обменяны у офени на беличьи и горностаевые шкурки. У Арамилева есть в книге о его жизни замечательный эпизод, когда он учился охотиться с луком, так как ружья у него не было. Вот нашим лучникам будет интересно почитать. 

Георгий Алексеевич Скребицкий – тоже охотничий писатель. Он в основном известен как энтомолог, специалист по насекомым. Является автором книг «Рассказы охотника», «Охотничьи тропы», «С ружьём и без ружья», «Беловежская пуща» и т. д. Очень интересные были у него очерки по общению с охотниками, рыболовами, учёными, пастухами, натуралистами.

Другой охотничий писатель-натуралист, который два или три раза был представлен к званию лауреата Нобелевской премии, это Константин Георгиевич Паустовский. То, что он эту премию не получил, ни о чём не говорит. Очень много места в творчестве Паустовского занимает Мещёрский край. Написал он большое количество рассказов, очерков о природе, об охоте, рыбалке. Был в основном рыбак. Ну и охотник тоже. Считается, что в самые трагичные годы нашей истории Паустовский в охоте и рыбалке находил очень надёжное внутреннее убежище. 

Фамилию другого охотничьего писателя большая часть наших читателей знает по приключенческой литературе. В основном Феликса Робертовича Штильмарка знают как сына Роберта Штильмарка, который «Наследник из Калькутты». Но Феликс Робертович, ушедший относительно недавно, в 2005 году, – советский и российский учёный-биолог, эколог, охотовед, один из основных создателей системы заповедников в СССР, писатель. Тут можно много перечислять его произведений. Но я остановлюсь, пожалуй, на одном. Это «Заметки о прожитом». Когда мы начинаем копаться в том, что делать и кто виноват, и пытаемся понять, откуда, где и какие проблемы у нас в советском, а уже и в российском охотоведении, охране природы, в охотничьем хозяйстве, тогда всем очень рекомендую прочитать вот эту книгу Феликса Робертовича. По-моему, её до сих пор можно купить на выставках и в издательстве «Эра». Писал он её уже в очень преклонном возрасте, бояться ему уже было нечего, и очень многие вещи он совершенно нелицеприятно называл своими именами. Хотите знать, откуда источник сегодняшнего бардака? Он начался не 30 лет назад. Далеко не в 1991-м году. У нас всё сикось-накось было уже очень давно. Эта книга – настоящий памятник того времени.

Следующий охотничий писатель, о котором я хотел бы рассказать, это Валериан Правдухин. Родился он в семье псаломщика. Учился в духовной семинарии, окончил Оренбургскую гимназию. В 1919–1920 годах жил вместе с женой в Челябинске, где заведовал губернским политпросветом. Там он написал своё первое произведение, культовое для того времени, – пьесу «Новый учитель». С 1926-го он, в общем-то, перестал писать художественную литературу, кроме охотничьих историй и рассказов-путешествий. Был троцкистом, отрицал возможность пролетарской литературы, был расстрелян в 1938 году. Важнейшие книги по охотничьей тематике – «Фазаны», «Заколдованный ток», «По излучинам Урала», «Годы», «Тропы», «Ружьё». «Охотничья юность», «В степи и горной тайге». Писал он и рассказы для детей. Обратите внимание: в те времена писать охотничьи рассказы для детей было «не западло».

Ефим Николаевич Пермитин – писатель и охотник. Родился в Усть-Каменогорске. Организовал выпуск первого в Сибири охотничьего журнала «Охотник Алтая», в котором поместил свой первый рассказ. Через два года издание перевели в Новосибирск и журнал стал называться «Охотник и пушник Сибири». На протяжении ряда лет Ефим Николаевич работал ответственным редактором альманаха «Охотничьи просторы», был организатором сборников «Охотничьи зори», «Охота в Подмосковье», «На охоте». В 1962 году увидел свет его сборник «Охотничье сердце», для которого писатель отобрал и переработал лучшие повести и рассказы на охотничью тему. 

Говоря о писателях, родившихся в конце XIX века, надо обязательно упомянуть и Александра Владимировича Перегудова. Он оставил довольно большое литературное наследие, в котором многие произведения были посвящены охоте: рассказы «Казённик», «Человечья весна», «Весенние зори», «Глухарь» и другие.

Николай Павлович Смирнов родился в городе Плёсе в купеческой семье. Как писатель-охотник выступил в 1925 году в сборнике «Охотничий рог». Я этому удивляюсь страшно, ведь надо понимать, что после Гражданской войны страна жила очень тяжело. Тем не менее люди организовывали охотничьи журналы, охотничьи сборники, писали. Николай Павлович написал «Охотничьи времена года», дважды составлялась им антология «Русская охота», в которую писатель включил лучшие образцы охотничьей классики. До конца жизни он публиковался во многих номерах журнала «Охота и охотничье хозяйство». А также был альманах «Охотничьи просторы», где он работал и составителем, и заместителем главного редактора. 

Нельзя не сказать о писателе Николае Алексеевиче Минхе, который родился в Саратове. Автор книг «Братья Феврали», «На Кудеяровом пруду», «Течёт река Волга», «Воскресенье у деда», тоже посвящённых природе, охотничьему быту, людям, влюблённым в леса и реки, озёра и поля. Очень много он писал о русской старине, дореволюционной Волге. 

Ещё один писатель-натуралист, учёный, о котором обязательно нужно сказать, – это Александр Николаевич Формозов. Родился он в Нижнем Новгороде, учился сперва в Варшавском политехническом институте, а потом на биофаке Нижегородского университета. Перевёлся в Московский университет, окончил его в 1926 году. Известен Формозов по книгам «Шесть дней в лесах», «Спутник следопыта». На самом деле лучший «Спутник следопыта» – это формозовский: с очень подробным рассказом, с собственноручными, прекрасными рисунками. Был он замечательный художник, сейчас Московский университет выпустил альбом Формозова. Также он много печатался в журналах «Юный натуралист», «Охота и природа», «Охота и охотничье хозяйство».

Ещё один очень известный охотничий писатель – Алексей Алексеевич Ливеровский. Он был не только писателем, он был прежде всего химиком, даже являлся лауреатом Сталинской премии, между прочим. Во время блокады Ленинграда он разработал древесные добавки к хлебу, работал с порохом, который там же и производили. Чем он на самом деле интересен? В середине 1980-х годов, обратите внимание, за 35 лет до сегодняшнего дня, он был участником первых дискуссий с противниками охоты. Это всё происходило ещё тогда, и, как говорит мой другой любимый писатель Куваев, «день сегодняшний – влияние дня минувшего». Всё уже было. Книги Алексея Алексеевича – «Журавлиная родина», «Радоль», «Охотничье братство». 

Очень известный писатель – Всеволод Петрович Сысоев. Он и писатель, и краевед, и учёный. Жил в Хабаровске и ушёл совсем недавно. Многие годы возглавлял охотничье хозяйство при Хабаровском крайисполкоме. Первая его книга, «Охота в Хабаровском крае», вышла в 1950 году. Опубликовал более 10 книг о природе и дальневосточниках: «По медвежьим средам», «Рассказы дальневосточного следопыта», «Амурские звероловы» и так далее. У нас в редакции есть трёхтомник Сысоева. Он много и хорошо писал. 

Когда говорят об охотничьих писателях, то не всегда вспоминают Юрия Марковича Нагибина. Юрий Нагибин, который многими литераторами считался лучшим русскоязычным стилистом последней четверти XX века, был страстным охотником. В 50-е – 60-е годы он опубликовал больше 20 рассказов на охотничью тему. Этот цикл был назван «Записки охотника XX века». В великолепно написанных рассказах он раскрывал быт охотничьих хозяйств, показывал характеры и труд егерей. Темы, которые и сейчас очень редко затрагиваются.

Если говорить про дальневосточников, то нельзя не вспомнить Сергея Николаевича Кучеренко, который окончил факультет охотоведения Иркутского сельскохозяйственного института. Он автор большого количества и научно-популярных, и художественных книг: «Звери у себя дома», «В снегах Сихотэ-Алиня», «Тигр», «Сын тайги», «Одиночество вепря». Я с писателем был знаком, очень серьёзный человек, глыба!

Анатолий Сергеевич Онегов (настоящая фамилия Агальцов) ушёл в июне прошлого года. Российский писатель-натуралист, фотограф, путешественник. Занимался охотничьим промыслом. Написал книги и очерки «Я живу в заонежской тайге», «Избушка на озере», «Здравствуй, Мишка!» Вёл рубрику в журнале «Юный натуралист». Но больше всего он известен как автор цикла «Школа юннатов». Обратите внимание ещё раз, сколько в те годы писатели уделяли внимания детям. 

Так же, как и следующий человек – Валентин Сергеевич Пажетнов, который написал большое количество и научных, и научно-популярных работ: «Мои друзья медведи», «Бурый медведь», есть у него замечательно иллюстрированная Горбатовым книга «Мои друзья в лесу и дома». А также «Сказки дедушки Вали». К сожалению, в прошлом году Валентин Сергеевич от нас ушёл. 

Андрей Васильевич Скалон родился в 1939 году в Улан-Удэ. Окончил факультет охотоведения Иркутского сельскохозяйственного института. А потом окончил сценарный факультет ВГИК. В 1971 году вышла в печать его повесть «Живые деньги», предисловие к которой написал Василий Шукшин. Очень хорошая книга о промысловой охоте в восточносибирской тайге. Классика, читайте! 

Анатолий Ларионович Буйлов, родившийся в Комсомольске-на-Амуре, написал, с моей точки зрения, одну из лучших книг о северных аборигенах и промысловой охоте. Она называется «Большое кочевье». И, конечно, «Звероловы». Всем рекомендую прочитать что одну, что вторую. Очень хорошие книги.

Мой рассказ об охотничьих писателя был бы не полным без упоминания Игоря Ивановича Алёхина, который очень много писал об охоте на Кубани, в Краснодарском крае. Он трагически погиб осенью 2016 года.

Моя трансляция уже заканчивается, поэтому давайте я отложу на следующую трансляцию рассказ об охотничьих писателях географического направления: это и Арсеньев, и Байков, и Федосеев, и, между прочим, Николай Михайлович Пржевальский. А пока будем заканчивать. В советское время, после войны, основным проводником в области охотничьей литературы у всех людей моего и около моего возраста были два издания: журнал «Охота и охотничье хозяйство» и альманах «Охотничьи просторы». Оба эти издания существуют до сих пор и даже формат поменяли незначительно.

Что до авторов – у нас очень большая страна. И практически в каждом регионе есть свои охотничьи авторы – часто очень интересные, и иногда – издающиеся. Уже много лет не может издать сборник своих охотничьих рассказов Николай Агапов из «Земли Леопарда». Кстати, один сборник он всё же издал. Очень хороший сборник рассказов, посвящённый промысловой охоте. Некогда я по долгу службы зачитывался великолепными в литературном и натуралистическом отношении дневниками лесника Владимира Попова с кордона Хета Магаданского заповедника. Лет пять назад в магазине «Гранд Охота» в Химках я встретил книгу, написанную и изданную за свой счёт кем-то из местных жителей тиражом сто экземпляров, – и это была вполне милая книга. В моём родном Магадане функционирует вообще целое издание «Охотник» – привет Паше Жданову и удачи ему! Два очень хороших российских охотничьих писателя совсем недавно, увы, ушли из жизни – это Олег Малов и Михаил Блюм. Но и сейчас у нас довольно много публикующихся на федеральном уровне авторов – Михаил Булгаков, Анатолий Можаров. Очень рекомендую его книгу «Смешные и печальные истории из жизни любителей оружейной охоты». 

Ну и помните о наших регионах и региональной литературе. Надо понимать, что книги этих и других авторов мы не видим в магазинах не потому, что они плохие, а из-за особенностей нашего книгоиздания и книгопродажи. Кстати, прошу обратить внимание на книгу Агапова «На Колумбэ» и автора из Уфы Камиля Зиганшина. Тоже занимался промысловой охотой, автор множества книг, очень интересных, вот «Возвращение росомахи» – одна из них. 

Вернёмся к книгоизданию и книгопродаже. К примеру, «Большой побег», продававшийся у нас в редакции за 450 рублей (а мы его продавали не в убыток себе, можете мне поверить), в «Московском доме книги» стоял за 1800 рублей. Просто у нас не отработана система реализации охотничьей литературы. Я не скажу, что её у нас нет или она у нас плохая. Она у нас есть, она у нас хорошая, просто мы не интересны таким гигантам, как тот же самый «ЭКСМО». Наверное, на этом я поставлю точку и отвечу на вопросы. 

Скоромох: А Лев Толстой охотник ведь?

Михаил Кречмар: Да, охотник. Понимаете, я не рассказываю о тех охотничьих писателях, которые у нас считаются уж совсем хрестоматийными. Конечно, Лев Толстой – охотник, и замечательно описана охота в « Войне и мире», и, между прочим, в «Анне Карениной». На охотничьи темы у нас писали и Бунин, и Чехов, я уж не говорю о Тургеневе. Хотя его наиболее известная книга, «Записки охотника», – не об охоте, а о встрече охотника с людьми. Хотя тема охоты там тоже присутствует.

Сергей Каргин: Где купить вашу книгу «Береговой клиф» на любом носителе?

Михаил Кречмар: Пока нигде.

Михаил Юдин: Вадим Борисович Чернышёв вполне достоин упоминания как охотничий писатель. Спасибо большое за интересный обзор, будем ждать продолжения. 

Михаил Кречмар: Спасибо и вам. Да, книга Вадима Борисовича есть, вот – «Рядом, Пыж!». У меня довольно много интересных книг довольно интересных писателей. Вот, например, книга Петровского «Стакан сметаны», «Тропой таёжного охотника» Герасимова, Кузнецов – «Записки охотники с лайкой».  Фёдор Абрамов – классик литературы, Астафьев, между прочим. Многие остались за кадром.

Ещё раз говорю: если начать перечислять наших охотничьих писателей, то не хватило бы ни часа, ни двух часов. Много у нас писателей. Скорее всего, вы захотели бы услышать мой собственный рейтинг охотничьих российских писателей. Давайте ограничимся XX веком. С моей точки зрения, писателем номер один однозначно является Виталий Бианки. А номер два – Максим Зверев. Это великие наши охотничьи писатели. Лучше них, с моей точки зрения, об охоте в XX веке на отечественной почве не писал никто. 

Давайте будем стараться в этом 2022 году встречаться чаще. Не болейте, берегите себя, сейчас это очень важно, это, к сожалению, не пустые слова. А впереди у нас писатели-путешественники, географические писатели, как я и сказал. И, может быть, потом поговорим о зарубежной охотничьей литературе, которая у нас гораздо менее известна, но очень обширна. До свидания!

527
    Adblock detector