«Буранные» воспоминания

2018-2019

Удэгеец на "Буране" в базовой комплектации

Тут недавно помянули мы с одним человеком в интернете снегоход "Буран" и его типа преимущества перед западной техникой.

А ведь про "Бураны" я могу сказать много - и плохого и хорошего. 

В частности, когда говорят о "Буране" как советской разработке, то, как правило, напрочь забывают, что "Буран" это один из ранних "Бомбардье" 50-х годов (конкретно Ski Doo Valmont - и я даже застал снегоходы с канадскими карбюраторами).

Действительно, "Буран" принципиально отличался от своего российского предшественника "Лайки" (на ней я тоже успел поездить, конкретно, на снегоходе "Лайка-2"). Отличался он, прежде всего надёжностью - на "Лайке" стоял двигатель от молотилки мощностью 6 л.с., постоянно гревшийся. Зато к нему было море запчастей и он разбирался на три счёта. Плюс подвеска с постоянно ломающимися пружинами катков. Но был за "Лайкой" и очевидный плюс - она весила всего 120 кг против почти трёхсот у "Бурана". Именно "Бурану" обязаны сорванными спинами огромное количество охотников-промысловиков.

При этом "Буран" имел гораздо меньшую удельную нагрузку на субстрат, а система управления с одной рулевой лыжей позволяла брать "тараном" густые кусты.

Дальше начинались многочисленные "но".

Качество сборки "Буранов" на заводе было обычно таково что целый день перед началом работы его счастливый владелец перетягивал ВСЕ РЕЗЬБОВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ! Болты подвески просверливались и контрились, в ЗИП (о том какого он достигал размера я расскажу дальше) укладывался моток тонкой нихромовой проволоки для дальнейшей контровки. Извлекались все извлекаемые подшипники (катки, передняя ось, балансиры) и промазывались ЦИАТИМом.

Система управления с одной лыжей имела несколько нюансов. Да, она была удобна в кустах, но при этом на ровном месте снегоход имел большой радиус разворота. С целью уменьшить его, на лыжу снизу вдоль наваривались уголки "пятёрки". Если снегоход предполагалось пользовать в лесу, его обваривали спереди толстым швеллером вместо бампера. 

В таком состоянии и при бережной эксплуатации "Буран" мог ходить без капитального ремонта 2 - 2,5 тысячи километров. Однако через каждую тысячу - смазка всех подшипников, постоянный контроль за балансирами и за пружинами катков (к чести "Бурана" скажу, что почти не ломались). Через 2000 км традиционно менялись гусеницы, через 8 000 - начинала трескаться "лодка".

О ЗИПе.

ЗИП на "Буран" выглядел так. 

  1. Рессора для лыжи.
  2. Оба задних балансира, желательно в сборе. 
  3. Две кареточные пружины (продвинутые возили в сборе каток).
  4. Пара подшипников для балансиров и пара подшипников для ведущей оси.
  5. Левый цилиндр в сборе - иногда перегревался и прогорал.
  6. Ось подвески катка.
  7. Пара звёздочек.
  8. Два вариаторных ремня (можно больше).
  9. . "Паук" вариатора.
  10. Ремень вентиляторный.

Так как всё это нахрен не помещалось в бардачке, умные люди обрезали сиденье и сзади городили вертикальный ящик, в котором всё это возили, а кроме того:

  • топор
  • пилу
  • продукты.

А в остальном, прекрасная маркиза, всё хорошо, всё хорошо...

3092
    Adblock detector