Дело медвежатников

2025

Медвежатник

Сходил вчера на показ документального фильма «Дело медвежатников».

На первый взгляд, сюжет прост - бедные нещастные ханты, живущие в дикой глуши, застрелили в марте мамку с двумя медвежатами, назвав их «шатунами» (что лично мне совершенно не очевидно). Об этом стало известно местным ментам и те стали этих хантов изо всех сил курощать - требовать штраф и возмещение ущерба по 90 тр за медведя.

Где-то через 10-15 минут я понял, что в фильме мне непонятно решительно ничего.

Ханты, очевидно, были в своём праве (ибо коренные малочисленные народы Севера (далее КМНС) и на родовых угодьях); в фильме появляется Татьяна Степановна Гоголева, депутат ГД, естественно, вступающаяся за хантов, все участники процесса противоречат сами себе и друг другу. Становится очевидно, что слово «медведи» здесь «на всякий случай», и мы видим маленькую и отрывочную часть какой-то местной мутной разборки, цели которой непонятны, возможно, даже значительной части участников. В сельских местностях, кстати - обычнейшее дело, я уж насмотрелся этого в Кедровке-Приморке-Барабаше. То ли угодья отжимают (а они там показаны, нахер нужны кому такие угодья?); то ли это семейная пря с 1960-х годов…

Ещё раз повторю - такие мутные замуты - абсолютный «чёрный ящик», человек «снаружи» не поймёт в них ничего и никогда.

Кстати, поэтому такие истории являются идеальным материалом для детективов о сельской местности, для тех, кто это умеет.

А они там националы, парню повезло найти настоящих «диких» хантов, глава семьи по-русски не разговаривает. Я не исключаю, что приглашение приезжего режиссёра и сам фильм - часть этих «мутных замутов» - уж больно хлопотно было добираться до этого стойбища по бездорожью (250 км, это нам, скорее всего врут, но там реально глухое место).

мы

В общем, разговор медведей почти и не коснулся, началось долгое толковище про нещастные судьбы нещастных аборигенов. Была там и юристка с повесточкой, утверждавшая, что проблемы аборигенов - прямое следствие невыполнения Россией международных соглашений о малых народностях. Ога, канешн, кровавый режым и его козни…

Но дело в том, что эти проблемы одинаковы везде - что в США, что в Канаде, что в Гренландии. Мы в вопросе о поведении с коренными народами наступили на все типовые грабли, не пропустив ни одних, и именно тут мы избежали уникального и неповторимого пути.

Я, в несказанной простоте своей, подозреваю, что другого пути, попросту нет(даже в 100 раз худшего) - мы б его, иначе, точно нашли.

И это не значит, что я не знаю значительной части проблемы с КМНС (внимание для невнимательных - я не сказал «проблемы КМНС» - их, кроме них самих, не знает никто, я сказал «проблемы С КМНС»).

Я просто не люблю и не хочу о них говорить.

Особенно, с москвичами и при москвичах.

Но пришлось. Ибо понимающим вчера ситуацию хоть в какой-то степени был один я.

Сам фильм… Ну, мальчик в овраге нашёл пулемёт... Тьфу, купил хороший дрон и с упоением показывал нам пейзажи западносибирской тайги, пару десятков домашних северных оленей в стойлах; и довольно много хантыйского аборигенного быта. В общем, скажу то же самое, что при просмотре «Территории» - если убрать ВСЕ съёмки с сюжетной линией, а от всего оставшегося отобрать пятнадцать минут пейзажно-этнографической съёмки - вполне можно смотреть, даже с удовольствием.

Возвращался я домой вместе с другом, хорошим документалистом.

Как обычно, ввечеру нас потянуло на фантазии - о том, где, что и как можно снять.

Тем более, что наш журнальный продакшн - он, хоть и мелкий, но вполне профессиональный. В общем-то, это продакшн общий с телеканалом, я только не скажу с каким. И планов нереализованных - есть, так скажем. Есть и возможность снять этнографические фильмы об эвенах Приохотского региона; и эвенках Станового хребта. Есть лежащий с 2000 аж года проект документального фильма о перегоне самолётов по трассе Алсиб - известны точки падения, есть документальные свидетельства. Я уж не говорю о таёжном быте и промысле.

Так вот, всё это упирается в полное отсутствие прокатных возможностей.

Потому что теле- и кинопродюсерская структуры - абсолютно чёрный ящик «для своих». Можно бухать с ними, делиться планами, показывать отснятые сюжеты, и они будут их искренне хвалить - только это не помогает. «Чужие здесь не ходят». С их точки зрения, МЫ ДОЛЖНЫ смотреть ТОЛЬКО ТО, что они ставят и снимают. Самое обидное, что политика тут не очень даже причём, особо не свалишь на неё.

Снять у нас можно ЧТО УГОДНО по качеству, сюжету, картинке (есть люди, способные это спонсировать буквально в голливудских масштабах, и не так мало их) - но это бесполезно.

Просто нигде не покажут.

И не надо мне здесь про ютьюб - прибежище компьютерной шантрапы, особенно, в российском изводе. Так и на автортудее можно тексты выкладывать. Да, мы на это идём, но от безвыходки. Ибо видео сегодня - царица полей.

Обратите внимание - все более-менее интересные документалисты последнего времени из нашей страны «неожиданно» выныривают за рубежом.

И это неспроста-жжж.

Потому что все деления нашего кинематографа и тв продакшна (в театре, думаю, та ж херня, я просто не знаю) на «провластных», «системную оппозицию», «радикалов» - совершенно условны. Сергей Михалков, Сергей Сельянов, Андрей Звягинцев, при всей их взаимной ругани и поливании - это одна и та же тусовка, она монолитна и непроницаема для лучей извне.(Разве что родственники Рамзана Ахматовича могут влезть, но эти, по определению, всемогущи).

То есть, когда начинающие авторы говорят о монополизме ведущих издательств, и сетей распространения, я, канешн, поддакиваю, но про себя знаю, что, по сравнению с нашими кино и ТВ там творится полная демократия.

Разнузданная, я б сказал.

4310
    Adblock detector