Кто отстреливает белых медведей в посёлках?

2023

медвед

Фото А.Кочнева

Книга «Мохнатый «бог», шалун, убийца» в основном, посвящена проблемам взаимоотношения медведей и людей. Одной из основных форм конфликта была, есть, и остаётся охота. С детства нам, а сегодня и нашим детям, на всех возможных уроках от школы до университета – внушается, что охота на белого медведя у нас в стране не ведётся. Более того, часто говорится, что она запрещена во всём мире, что, мягко говоря, не так.

В частности, квота Российской Федерации по международным соглашениям на добычу белого медведя составляет 29 особей, мы просто её не выполняем.

В своей книге я касаюсь проблемы добычи белого медведя, которая велась, и, видимо, продолжает вестись в нашей стране, опираясь на различные источники. В частности, на книгу А. Кочнева и Э.Здора "Добыча и использование белого медведя на Чукотке: Результаты исследований 1999–2012 гг.", изданной при поддержке WWF в 2014 году в Москве.

Анатолий Кочнев – мой старинный приятель с середины 90-х годов прошлого века, ведущий специалист по биологии белого медведя в нашей стране, постоянно живущий на Чукотке, а не гастролирующий там из Москвы.  Исследование выполнено очень добротно, насколько это можно сделать по отношению ко столь деликатному предмету, авторы в тексте сделали все необходимые оговорки.

 

...до 1957 г. при появлении белого медведя в окрестностях стойбища его обязательно старались добыть. При этом в охоте участвовали почти все мужчины. После запрета, когда охота на белого медведя стала скрытым явлением, зашедшего в населенный пункт хищника по возможности прогоняли. При проявлении агрессии или нанесении какого-либо ущерба медведя убивали или милиционеры, или в тех селах, где не было милиции, кто-то из охотников по специальному разрешению. В 1990-х гг. в большинстве национальных сел отсутствовали участковые инспектора, и, судя по рассказам жителей, а также собственным наблюдениям, белых медведей добывали те, кто раньше других успевал явиться на место происшествия с оружием.

Попытка выяснить, кто из жителей в настоящее время обычно занимается отстрелом белых медведей, зашедших в черту населенного пункта, предпринималась только при анкетировании «сельчан». Как в 2011, так и в 2012 г. на выбор было предложено только два варианта ответов: «поручают сделать это самому опытному охотнику» и «убивает тот, кто первым увидел зверя». Респонденты старались придерживаться этих вариантов, однако для описания реальной ситуации их явно не хватало. 7,32 % в выборке 2011 г. затруднились выбрать ответ, иногда комментируя, что в разных случаях бывает «по-разному». В 2012 г. 4,3 % информаторов либо затруднились ответить, либо предложили свои варианты, которые сводятся к двум: «кооперируется несколько охотников» и «у нас вообще не убивают медведей» (рис. 15).

рис 15

Рисунок 15. Кто отстреливает белых медведей, посещающих населенные пункты Чукотки. По сведениям «сельчан» из 8 сел (зоны 3-4) в 2011 г. и 24 сел, поселков и городов (зоны 1-6) в 2012 г.

В целом среди ответов преобладает вариант, что застрелить белого медведя поручают самому опытному охотнику (или нескольким опытным охотникам). При этом в 2012 г. таких ответов было больше, поскольку в выборку добавлены зоны 1, 2 и 6, где охота среди местного населения не развита и владеющих оружием очень мало. Поэтому под «опытными охотниками» здесь, прежде всего, подразумевали людей, владеющих оружием и, в некоторых случаях, индивидуальным транспортом (снегоход, квадроцикл). В 2011 г. опрос был сосредоточен в зонах 3 и 4, где морской зверобойный промысел является основным занятием коренных жителей. Здесь наиболее высока доля ответивших, что медведей убивают те, кто первый их заметил (см. рис. 15), имея в виду, что почти любой мужчина обладает оружием и необходимым опытом для отстрела «проблемного» медведя.

Несмотря на то, что очень немногие специально оговорили, что для отстрела белого медведя охотники кооперируются, это является достаточно распространенным способом добычи не только тех зверей, которые создают проблему в селе, но и при любой охоте на белого медведя. Это является важным для безопасности охотников, поскольку они могут подстраховать друг друга, а также для разделки зверя, так как такую крупную добычу, как белый медведь, в одиночку разделать очень трудно. Об этом нам неоднократно сообщали пожилые информаторы, вспоминая об охоте до 1957 г. Так обычно поступали и в большинстве известных нам случаев добычи белого медведя в 1992-2005 гг.

Любопытно, что никто из информаторов не упомянул о случаях, когда «проблемных» медведей отстреливали представители полиции или сельской администрации. Хотя из 8 белых медведей, которых официально убили в 2011-2012 гг., только в одном случае отстрел произвели охотники в качестве самообороны. Остальные хищники были убиты полицейскими при участии работников администрации. По-видимому, в первую очередь, это является следствием того, что подобные варианты ответов не были предусмотрены в анкете. Те два варианта, которые были предложены, сразу настраивали респондентов на оценку случаев, когда медведей отстреливали именно местные охотники. С другой стороны, это позволяет предполагать, что некая довольно значительная часть «проблемных» медведей продолжает отстреливаться местными охотниками неофициально.

1043
    Adblock detector