По дороге то и дело попадались старые знаки корнёвщиков.
– Вот, глядите – Судетов показывал напарнику огромную, минимум, стопятидесятилетнюю пихту, на коре которой угадывался почти заросший шрам в виде квадрата – шестьдесят на шестьдесят сантиметров.
– Это значит, что если к этому знаку стоять спиной, и идти по прямой вперёд, можно наткнуться на рассаду женьшеня. Так если по правде делать. Потому что ищут панцуй в то время когда у него созревают ягоды. Корень корнёвщик выкапывает, а ягоды рассаживает поблизости. Потому что раз здесь панцуй один раз вырос, может вырасти и снова. Не каждое место подходит женьшеню, он очень капризный к тому где расти.
Хорев задрал голову. Кроны деревьев смыкались над ним, нагнетая удушливый сизый сумрак. Только в редких местах сквозь сплошную листву протыкались тоненькие иголочки солнечных лучей.
– Да, не любит корень солнца. Похоже, есть ещё какие-то необходимые условия. Про которые мы особо не знаем – вроде состава почв и режима увлажнения. Потому семена и рассаживают неподалёку от места, где взяли материнский корень.
На практике корнёвщик не руководствуется теми правилами, которые изустно передаются от отца к сыну, от деда к внуку. Иначе б все давно уже чужие посадки поразорили б. Например, этот человек мог посадить семена под углом в сорок пять градусов к знаку. Или как-нибудь ещё.
Четыре крохотных, с двумя листочками, проростка, они нашли с противоположной стороны дерева, в укромном месте, за большим валуном.
– Долго растёт женьшень, жизни не хватает человеку, – продолжал рассуждать Судетов. – Знак оставлен минимум лет пятьдесят назад, а растеньица только недавно проклюнулись. Старые китайцы говорят – семена спят, и сами понимают, когда им прорасти надо. Иногда лет через десять, а то и тридцать. Поэтому старые корневщики места своих посадок передают детям, те – своим детям. Мутное дело, конечно, эта корнёвка.
– Прибыльное?
– Считается, прибыльное. Ну вот жил какой-нибудь нищеброд, лет десять у него ничего не было, только по тайге шарился. А потом раз – и джип купил японский, почти новый. Но не значит, что он вот, нашёл, продал и купил. Корень долго ждать может подходящего человека. Особенно, если уж он очень хорош. И покупатель ищется не абы как, не торопясь, с разбором. Может занять несколько лет это дело. Тут ещё надо чтобы тебя не шлёпнули в момент сделки… Панцуй тишину любит.
– Я вот одного не пойму – этого ж женьшеня в аптеках продаётся – ну просто в каждой. Как боярышника…
– Ну вот считается, это не тот женьшень. «Тот» – он дикий…
***
Все отрывки из романа «Заповедник»:
Заповедник и наука. Часть II
Заповедник и губернская наука
Как люди становятся лесниками
Лесники
Деньги из кошек
На усадьбе
Гретир и усадьба
Каменный Амба
Сайты Заповедника
Двухэтажные вагончики
Гретир проявляет нрав
Лягушатники и электроудочники
Заповедник и Искусство
Рыба и браконьеры