Охота в Европе

Почему, или правильно сказать, за что я люблю Испанию? Я очень много раз отдыхал на юге Испании. Именно отдыхал и думать не думал, что в этой стране есть звери, которые живут в горах с видом на океан. На вершины в тот период времени смотрел только через призму фотоаппарата, делая снимки на память и для соцсетей. Позже, увлёкшись сначала вообще охотой, а потом и горной охотой, стал смотреть на многое совсем другими глазами.

Испания – одна из самых гористых стран Европы (вторая после Швейцарии). Большую её часть (90%) занимает система высокогорных плоскогорий и горных хребтов. Несколько слов о самых-самых. Самое обширное плоскогорье в Европе под названием Месета раскинулось на половину территории Испании. По площади самым большим является массив Иберийских гор (более 40 000 кв. м). Центральные Кордильеры – наиболее протяжённые (700 км), им немного уступают Кордильера-Бетика и Кантабрийские горы (по 600 км). Выше всех прочих – Сьерра-Невада в системе Кордильеры-Бетики с наивысшей вершиной Муласен (3478 м). Пиренеи – самые труднодоступные горы.

Моя любимая Испания!Охоту в Испании забронировал у компании «Эвентус» на май. Планы были очень амбициозные, на всё про всё было заложено 10 дней. Но я верил в свои силы и считал, что пять животных за это время (и с учётом моей физической и стрелковой подготовки) дадутся относительно легко. Тем более не раз приходилось слышать от товарищей, что охоту в Испании сложной никак не назовёшь… Но на деле и лёгкой охота тут мне не показалась. Удалось добыть всего трёх животных, а прошёл за ними около 110 км ножками, и проехали мы более 2000 км. Правда, организаторы и рейнджеры сказали, что май – это плохой сезон. Вот декабрь или январь – совсем другое дело. Животные не прячутся в кустарнике, не жарко, есть возможность подойти, выбрать и всё такое…

Сказано – сделано. Забронировал охоту с 02.01.24 по 11.02.24. В список трофеев включил:

• гредосского козерога;
  • юго-восточного козерога;
  • иберийского муфлона;
  • козерога Рондо;
  • гривистого барана.

Первый… не пошёл

Первым трофейным животным по запланированному маршруту был козерог Рондо. Это самый маленький подвид испанских козерогов, но при этом его рога выглядят впечатляюще большими относительно туловища. За ним отправились из города Марбелье в город Антекера. Проводником и организатором с испанской стороны был Виктор (ну просто обычное испанское имя!). Кстати, довольно опытный организатор, со знанием дела. Вообще, я вам скажу, европейцы очень даже молодцы. Всё у них заточено под охотника и очень хорошая популяция зверя.

Моя любимая Испания!По дороге узнал, что местные егеря два дня подряд наблюдают в одном и том же месте хорошего трофейного козерога возрастом около 12–13 лет. И прямо сейчас мы едем сразу на охоту, минуя гостиницу. На выезде из Марбелье температура была +15 ºС. Через пару часов езды она опустилась до ноля, и кое-где стали попадаться на глаза участки со снегом. Я без особого удовольствия подумал, что не готов вообще-то к таким холодам. Но охота есть охота – терпи. Добрались до места сбора. Испанцы что-то обсудили и указали мне на трубу. В окуляр разглядел действительно хорошего козерога и несколько самок рядом с ним. Я так понял, что мы сейчас дождёмся момента, когда животные перестанут двигаться, и начнём с другой стороны подходить к ним.

Прошло около часа, прежде чем Виктор скомандовал: «Go». В прошлый раз в горы я поднимался всего около месяца назад и ещё перед поездкой всегда занимаюсь физической подготовкой, но всё-таки попросил проводников «не бежать». Со времени кавказских охот знаю, как местные носятся по горам в кроссовках и сапогах.

На подъёме мой организм приобретает силу, уверенность, и ноги в какой-то момент сами начинают спешить к вершине. К слову сказать, в этот раз я охотился с Blaser в калибре 7 Rem. Mag. (масса пули – 165 гр.). Почти у всех европейцев винтовка, как правило, пристреляна на 200 метров, поэтому заранее поинтересовался у Виктора, будем ли пристреливать. Он с улыбкой ответил, что нет такой необходимости. Ну, нет так нет. В себе я был уверен. Потом не раз вспоминал с улыбкой этот разговор и свои мысли. Но об этом позже.

Моя любимая Испания!После полутора часов подъёма проводник, крадучись, пополз по камням. С одной стороны – обрыв, с другой – валуны. Нервы эта ситуация немного щекотала. Но мне такое нравится. Минут через десять он махнул рукой, я понял, что теперь мой черёд, и повторил его манёвр. Он пальцем показал, где стоит козерог. Дистанция – 190 м. Зверь был необычайно хорош! Стоял на краю камня, следя за самками. Великолепный трофейный самец! Я ещё раз измерил дистанцию – 190 м. Положил аккуратно свой любимый рюкзак на камень (в Европе стрелять приходилось из разных положений, но зачастую винтовка лежала на рюкзаке), разместил винтовку, проверил уровень, прицелился, снял с предохранителя и – бах… Козерог побежал. Как так? Что за ерунда?! К счастью, зверь рванул в мою сторону и сократил дистанцию до 80 м! Со всех сторон мне стали кричать: «Reload! Reload!» Я выстрелил второй раз, и опять мимо! Естественно, звери разбежались. Я не понял, как это могло случиться! И тут такая тоска напала…

Меня сразу стали приободрять, сказали, что наш козерог Рондо ещё впереди. После непродолжительного перерыва отправились дальше. Туда, где более открытая территория и есть шанс увидеть ещё одну группу животных. Прошли около 4 км и действительно обнаружили козерогов. Среди них выделялись хорошие трофейные самцы. Правда, находились они на дистанции 600 м от нас, и с учётом того, что дул крепкий ветер (7–9 м/с), я стрелять не решился. Понимал, что это будет выстрел наудачу, а я зарёкся так делать после своей первой горной охоты. В итоге животные, заметив нас, ретировались за хребет. Первый день охоты близился к концу, и пришла пора двигаться в сторону ночлега. По дороге я всё-таки сделал пристрелку и уверенно попал в консервную банку со 100 м. В чём же дело?!

Вечером в гостинице встретился с другом и одноклубником Дмитрием Афиногентовым, и ужин в этот вечер получился замечательным – с сочными стейками и бокалом прекрасного испанского вина. Что-что, а в Испании мясо что надо! Знают они в этом толк.

Моя любимая Испания!Наступило утро. Сложно было его дождаться. Ноги сами рвались в гору. Проводники через некоторое время сообщили, что нашли группу трофейных козерогов Рондо. Мы к месту подъехали на машине и, пройдя буквально с километр, обнаружили животных пасущимися на вершине. Всё повторилось в точности как вчера: камень, рюкзак, выстрел, промах. За исключением того, что дистанция составляла уже 290 метров. Сказать, что я был в шоке, ничего не сказать! Но тут наудачу животные переместились так, что я мог лечь на землю, выставить сошки и, прицелившись, выстрелить. Пуля прошла в 50 см от козерога и врезалась в камень справа. После этого выстрела возникло серьёзное подозрение, что дело не во мне. Снова спросил Виктора:

– С винтовкой всё в порядке?

– Да, всё отлично. Ты же вчера проверял.

Действительно проверял. Но и поверить в то, что у меня настолько кривые руки, я тоже не мог.

Отдохнув, проводники предложили исследовать одно место, где ещё не проводилась охота. Добираться до туда надо было часа два, но время позволяло. От места, после которого машина уже проехать не могла, стали подниматься пешком. До гребня добрались за час и далее шли по нему, изучая склоны с обеих сторон. Через пару часов заметили в одном ущелье несколько самок, а вскоре и взрослых самцов. Они поднимались в нашу сторону. У меня появилась уверенность, что сейчас точно не подведу. Выждал, когда дистанция сократилась до 100 метров, и нажал на спусковой крючок. Я отчётливо увидел, как пуля в 30 см от козерога врезалась в скалу справа. Опять справа! И сразу вспомнил, что все пули проходили правее. Козероги скрылись…

Мы вернулись в отель, и я решил, что козерога Рондо следует отложить до следующей поездки в Испанию, а сейчас нужно двигаться дальше, за следующим животным – юго-восточным козерогом. Итог: за время охоты на козерога Рондо мы прошли 45 км.

Второй

Моя любимая Испания!За юго-восточным отправились в город Альмансора провинции Альмерия. 450 км преодолели примерно за 7 часов. Приехали поздно вечером и сразу решили отправиться спать, чтобы завтра с первыми лучами солнца произвести пристрелку нового оружия (от предыдущей винтовки я отказался). Но не успел зайти в номер, как в дверь постучался Виктор.

– Я разобрался, в чём была проблема, – эмоционально произнёс он. – Одно из колец крепления оптики было сломано в месте соединения с планкой. Обнаружил только сейчас!

У меня камень с души упал: проблема была не во мне! Мораль: изучайте досконально арендуемое оружие прежде, чем выходить на охоту. Меня оправдывало только то, что увидеть поломку можно было, лишь когда снимешь оптику.

Следующее утро началось с пристрелки. На всё про всё ушли 3 патрона. Убедившись, что пули летят куда нужно, выехали на охоту. Как и в первый раз, позвонили помощники егеря и сказали, что у реки наблюдают старого козерога. Мы сразу рванули туда. Через полчаса езды остановились и стали изучать склон. Среди деревьев обнаружили козерога. Только недавно закончился гон, и самцы ещё ходили в окружении самок. Смущало одно – дистанция, которая составляла 470 м. На фоне предыдущих промахов я потерял былую уверенность. И всё-таки решил стрелять. Прицелился, вложился и потянул спусковой крючок. Прогремел выстрел. Я отчётливо видел, как животное на секунду изогнулось дугой. Было понятно, что попал. Но вопрос: насколько серьёзна рана?! Животные бросились бежать, и вроде бы «своего» козерога я среди них не увидел. Хотелось думать, что на этот раз ни я, ни винтовка не подвели. Смущал только ветер.

Подойдя к месту, обнаружили кровь. Начали тропить, но кровяной след вскоре пропал. Проводник отправился за собакой, чтобы продолжить поиски. Погода портилась. Я молился, чтобы не пошёл дождь, но он не внял моим мольбам. Правда, буквально через 5 минут он прекратился. Приехал проводник с таксой, и собака начала работать. Шли долго. Очень долго. По итогу мы прошли за этот день 10 км, и в основном это был поиск козерога с постоянными спусками-подъёмами. Такса оказалась большим молодцом! Я давно не видел, как маленькая собачка распутывает следы. Всё время радовался, когда она, покружив, снова брала след. А козерог всё шёл и шёл. Было понятно, что он где-то рядом, но догнать его не получалось. Увы, неудача продолжала меня преследовать, и это был худший день в моей охотничьей практике.

Моя любимая Испания!

Мы решили прекратить преследование, чтобы дать козерогу лечь. Забегая вперёд, скажу, что егеря с собаками в итоге нашли его дошедшим. Только случилось это слишком поздно… Я же принял решение добыть юго-восточного козерога во что бы то ни стало.

Все эти дни было холодно, температура опускалась до –6 ºС, а ветер и снег дополняли картину. На следующий день мы снова поехали проверять склоны. В одном месте заметили хорошего самца и стали подходить. Но он, судя по всему, нас вовремя обнаружил и скрылся. Прокатались впустую весь день, благодаря чему настроение упало до нуля. До заката оставалось минут сорок. Во время спуска по тропе нам преградили путь четыре самца. Один из них оказался старым, ориентировочно 10–11 лет. Ничего другого не оставалось, как броситься наперехват – было понятно, куда они побегут. Быстро расположились на краю скалы (на меры предосторожности я уже не обращал внимания), кинул на камень рюкзак и направил ствол в сторону маленькой полянки, где козероги должны были вот-вот появиться. Так и вышло. Первого и второго, по указанию егеря, я пропустил, а в третьего выстрелил. Козерог упал как подкошенный. Дистанция – 280 м, угол –17º. Этот выстрел разорвал наконец цепочку преследовавших меня неудач! Получается, что первое животное в Испании было добыто только на 5-й день. Вот такая «лёгкая» охота…

Третий

Мурсия – город на юго-востоке Испании, административный центр автономного сообщества Мурсия и одноимённой провинции. Здесь была запланирована охота на гривистого барана, или аудада. Мы старались двигаться и перемещаться оперативно, поскольку времени оставалось всё меньше. К тому же в случае недобычи животного в отведённые дни лицензия автоматически пропадает. Патроны, к сожалению, тоже были в ограниченном количестве: на всё про всё осталось 7 штук. Кстати, Виктор отдал карабин в одну из мастерских, и прицел отремонтировали, пока мы охотились в Альмерии.

Моя любимая Испания!

Переночевав в отеле, выехали рано утром. Погода стояла изумительная. Солнце только начинало показываться из-за гор, и от этого небо озарилось оранжевым. Непередаваемое зрелище! На пристрелку решил потратить не более 2 патронов. После первого выстрела сделал небольшую корректировку и вторым попал в центр. Теперь осталось 5 патронов на трёх животных. Нужно было стрелять точно! Ошибок не должно было быть.

После пристрелки поехали к подножью горы, на которую предстояло взобраться, и через полкилометра остановились. Нас было трое: Виктор, местный рейнджер, который отвечал за данную территорию, и я. Вышли из машины вальяжно, взяли бинокли, принялись неторопливо осматривать склоны. И тут егерь, легко стукнув меня по плечу, показал на поляну… метров на 30 ниже дороги. Виктор этого не видел и продолжал изучать дальние вершины. Я же не поверил своим глазам: на поляне в окружении кустов отдыхал на траве баран. Я позвал шёпотом Виктора, и от увиденного у него расширились глаза.

– Shoot! – прошипел он.

Гривистый баран, лениво наблюдавший за происходящим, встал. Я вскинул карабин и выстрелил. Зверь сделал несколько прыжков и исчез в высоком кустарнике. Все, включая меня, подумали, что я снова промахнулся. Однако на месте, где баран стоял, обнаружились брызги крови. По цвету и количеству было понятно, что ранение смертельное. Через полсотни метров мы нашли аудада. Это был шикарный десятилетний баран с прекрасной гривой и прекрасными трофейными качествами. Вот это удача! Никто не ожидал такого. Это была моя самая быстрая горная охота.

За муфлоном

Моя любимая Испания!Тем же днём мы выдвинулись дальше – за иберийским муфлоном. В районе 14:00 приехали в город Альманса, что в провинции Альбасете. Разместились в гостинице, пообедали и отправились на охоту. Охота на муфлона должна была быть несложной, и я надеялся, что вечером хоть один самец да выйдет кормиться на поля, которых в Испании очень много. Мы ездили, ходили, искали, но видели только несколько самок и несколько оленей вдали. Так и проходили-проездили до позднего вечера. Когда стемнело, вернулись в город.

На следующее утро – ранний подъём в 6:00, завтрак, и в 6:45 мы уже в машине. В этот день решили отправиться в новое место. Погода стояла солнечная и морозная. Ощущения дополнял пронизывающий ветер. Ездили то вверх, то вниз, изучая бескрайние просторы. Муфлонов не было. Настроение портилось. Ещё и ветер… Он дул в спину, разнося наш запах по кустарниковым зарослям, где могли находиться животные. В конце концов собрались переезжать на вчерашнее место, и тут егерь заметил группу муфлонов из 4 самцов и 6 самок. Все самцы были хороши. Но до них было не менее 500 м. Мы попытались сократить расстояние, но, как ни старались, ничего не получалось. Животные всё время уходили от нас и в итоге совсем пропали. А мы направились к машине обдумывать «план Б». Оказалось, что егерь более или менее представлял, куда ушли бараны, и было принято решение объехать гору, на что потребовалось минут сорок. Немного пройдя вдоль подножья, обнаружили пасшихся самцов муфлонов. Правда, все были не трофейного качества. То есть это была, по-видимому, другая группа. В итоге муфлоны нас заметили и стали неторопливо уходить от греха подальше.

Обогнув гору, мы начали подъём в надежде найти «своих» животных. Дело это оказалось непростым, но не из-за крутизны склона, а из-за обилия колючего кустарника. В какой-то момент снова наткнулись на «малышей» и, проводив их взглядом, продолжили подъём. С каждым шагом открывались всё новые горизонты, горы и возвышенности. И вдруг Виктор резко присел, указав рукой в направлении следующей горы. Я заметил движение в том месте, куда он показал. Всё это время, как выяснилось, мы видели «наших» животных, но они разделились на две группы: молодые самцы направились в одну сторону, а старый самец в окружении самок – в другую. Теперь он стоял в трёхстах метрах, глядя в нашу сторону.

Позиция для стрельбы была идеальной. Я быстро выбрал камень, бросил на него рюкзак, уложил карабин и выстрелил. Муфлон рухнул на месте. Винтовка стреляла теперь изумительно! Я был доволен тем, что добыл зверя, за которым приехал в Испанию второй раз. Им оказался старый самец 12 лет с хорошими трофейными качествами.

Возвращение к машине было небыстрым – идти назад пришлось через те же колючки.

И в заключение

Вечером нас ждала поездка в район под названием Наварредонда-де-Гредос, где собирались попытать удачу в охоте на гредосского козерога, одного из самых крупных подвидов испанских горных козлов. Эта охота особо выделяется государством Испании. Лицензий мало, и, как правило, за раз добыть более одного животного невозможно. Кроме того, охота согласовывается по времени. И если, скажем, ты подтвердил, что будешь охотиться на «гредоса» 9 января, но по каким-то причинам решил перенести на другую дату, то с вероятностью 99% у тебя это не получится.

Моя любимая Испания!Чем ближе мы подъезжали к месту охоты, тем хуже становилась погода: снег, туман, мороз. Вся надежда была на утро: вдруг прояснится! Виктор, который всё это время был нашим и проводником, и водителем, и помощником, и организатором, обрадовал: рейнджеры знают, где обитает очень старый козерог. Буквально вчера они наблюдали его в трубу с дистанции около 1 км.

Проснувшись утром и взглянув в окно, я испытал щемящее чувство досады: густой туман стоял, казалось, повсюду. Не видать сегодня охоты! Но вскоре выяснилось, что всё не так уж и плохо: туман окутал только низины, а в горах его не было. Как всегда, легко позавтракали, собрались и выдвинулись в сторону деревни, где находились государственные стражи местных животных. Около получаса ушло на заполнение документов. А ещё через 45 минут мы были на месте и двигались по тропинке вверх. Распадки изучали аккуратно, я бы даже сказал, с особым трепетом. Потом я понял почему. Это был очень ценный для них козерог, животное было настолько старым, что вряд ли пережило бы эту зиму.

Иногда проходилось пробираться сквозь густо растущие невысокие ёлочки. Эта преграда была настолько плотной, что вперёд можно было проталкиваться только спиной, прокладывая таким образом дорогу. После нескольких часов подъёмов-спусков около одной расщелины егеря наконец увидели метрах в двухстах того самого козерога. Он тоже увидел нас и замер. Мне потребовалось несколько секунд – камень, рюкзак, выстрел. Зверь пробежал метров пять и, рухнув, немного скатился по снегу. Это был выдающийся трофей возрастом около 15 лет!

На этом завершились мои испанские «каникулы». Всего было пройдено пешком около 100 км. Проехали на машине около 2000 км. Перелёты с ожиданиями в аэропортах отняли около 40 часов жизни. Съедено было много вкусного мяса и не только, выпито много чистой воды и не только. Ну и, конечно, получен огромнейший заряд энергии. Я считаю, что эта наша трофейная природосберегающая охота может получить высший балл.