Мастер и заказчик – партнёры! Диалог между сторонами

На острие клинка №6, 2020
Мастер и заказчик – партнёры! Диалог между сторонами

Рабочий нож для себя и фамильный нож для потомков. Насколько удалён первый от второго? Коротко расскажу на своём примере об общении с заказчиком на всём продолжительном этапе создания охотничьего ножа в деревянных ножнах и подарочном футляре «Олений» (нож для левши).

Почему возникла такая сложная связка двух ножей? Кто он – заказчик? Как идёт работа над произведением при диалоге между мастером и заказчиком? И другие вопросы, возникающие между сторонами при начальном диалоге и в продолжение всего процесса рождения оружейного произведения. Итак, по порядку.

Исток у реки – родник.  Родник в рождении произведения, создаваемого на заказ, – диалог.   Диалог широкий, глубокий, с обоюдным уважением и пониманием. Диалог об общих пожеланиях по оружейному произведению или рабочему ножу, где заказчик обрисовывает своё видение работы и свои пожелания в любых доступных ему формах и, может быть, приоткрывает небольшую часть своих интересов, что может лечь в основу оружейного произведения и (или) придать произведению иные, дополнительные краски.

Мастер трансформирует эту информацию в свои образы и делает наброски без прорисовки деталировки. По предварительным, общим эскизным проработкам достигается предварительная договорённость по взаимовыгодной оценке стоимости работы.

Мастер и заказчик – партнёры! Диалог между сторонами

Стоимость – это самый сложный вопрос, на который невозможно найти ответа ни в литературе, ни в интернете, ни у мастеров. Почему? Потому что каждый мастер индивидуален. Каждый мастер свою работу делает на разном уровне, в разных, присущих именно отдельному индивиду техниках. И, плюс к этому, в цене отдельную строку занимает степень индивидуальной известности, положительной стабильности и добропорядочности выполнения заказа.

Так кто, когда и как сможет определить точную цену произведения? Все оценки субъективны. Сколько стоит нож? Он стоит ровно столько, за какую сумму был продан. Достояние народа, шедевр или проходной? По своим местам всё расставит время, оно отсеет наносное и оставит вечное. Диалог перед началом работы – это песчинка, готовая зародить прекрасный и дорогостоящий жемчуг в раковине.

Начальная договорённость о стоимости работы – это первостепенная база для продолжения диалога. Заказчики не всегда учитывают, что в цену, помимо интеллектуальной, творческой и многоплановой, индивидуальной работы автора, входят оплата работы привлекаемых лиц, затраты на материалы, оплата налогов и аренды помещения, затраты на развитие мастерской в техническом плане и процесс обучения новым техникам.

Мастер и заказчик – партнёры! Диалог между сторонами

Заказчику надо быть готовым к тому, чтобы, рассказав о задачах работы, он на определённом этапе диалога смог назвать цифру, на которую рассчитывает. Мастер должен быть готов к тому, что ему необходимо скрупулёзно и доходчиво донести до заказчика все нюансы работы через эскизы, фотографии и знания, т. к. далеко не каждый заказчик знает обо всех тонкостях оружейных профессий.

Мастер также не должен быть простым «льняным полотном»: хочешь жить – борись! Мастер должен быть готов спокойно доказать, что именно он достоин именно этой работы и такой оплаты, должен быть активным инициатором обозначения базовой цены.

Цены, которая может измениться по ходу работы в любую из сторон, с возможностью её корректировки в сторону повышения при возникновении новых задач и усложняющих пожеланий заказчика или в сторону понижения при упрощении проекта. Две стороны должны понимать, что широкий диалог ведёт к реализации в материале проекта.

Если говорить о базовых знаниях профессионального российского художника-оружейника, работающего над созданием своих авторских произведений, то он должен владеть многими ремёслами и профессиями: он дизайнер, кузнец, слесарь, осадчик, конструктор, технолог, гравёр, резчик по дереву с ответвлениями других техник работ с этим материалом, скульптор, художник, ювелир, бухгалтер, менеджер, дипломат и т. д. У каждого мастера своя база знаний.

Мастер и заказчик – партнёры! Диалог между сторонами

В проекте охотничьего ножа «Олений» для левши всё начиналось стандартно. Нужен был интересный, запоминающийся, рабочий охотничий нож с эксклюзивной отделкой. Профессиональный охотник на оленей хотел видеть изображения этих чудесных животных на ноже. Спокойно миновав этап первоначальных договоров, пришли в рабочее состояние. Заказчик не остался в стороне, он сам нашёл несколько вариантов клинков с интересным рисунком дамасской стали.

По общему согласованию был выбран готовый клинок знаменитого брянского кузнеца – Владислава Матвеева. Работу от клинка выполнял тогда впервые. Не от эскиза клинок, а от клинка – эскиз.

По ходу работы азарт возрастал. Нож полностью готов. Сшиты очень качественные ножны из кожи с подвижным подвесом. Осталось только передать нож в кожаных ножнах заказчику, когда у того появилось яркое желание деревянных ножен! И это к уже полностью готовому ножу… Нестандартному ножу…

Мастер и заказчик – партнёры! Диалог между сторонами

Каждый мастер сразу поймёт, насколько усложняется работа над созданием деревянных ножен. Гарда этого охотничьего ножа по форме и конструкции не подразумевала мной как автором дальнейшую работу над осадкой детали в торцевую поверхность ножен. Но чем сложнее поставлена задача, тем мне интереснее её разрешить! И вот всё сделано. Нож точно садится в ножны. Заказ сделан второй раз…

Нет! Это было бы слишком просто. Нож переводится из разряда рабочего в разряд авторского художественного клинкового оружия, а затем в разряд фамильной ценности, передаваемой в роду на долгие века. Понадобился авторский футляр с интарсией на крышке и соответствующее оформление. Замок с механизмом, петли и ножки – всё полностью ручной работы. Авторская владельческая монограмма с атрибутами охоты и ветви дуба по углам орехового футляра. Великолепная укладка предметов в футляре.

Это было авторское перерождение предмета активной охотничьей жизни в предмет фамильной ценности. Очень интересная и захватывающая работа, где пришлось применить многие из своих знаний для поиска решений в технически узких местах.

Моя благодарность заказчику за возможность воплощения в жизнь авторской идеи и диалог!

26

    Похожие статьи