Куча железа vs. коллекция

На острие клинка №6, 2020
Куча железа vs. коллекция

Итак, коли уж зашла речь о коллекционировании… Что могут коллекционировать люди нашего круга, учитывая, что большинство из нас являются мужчинами, охотниками и подписчиками либо постоянными читателями «Русского охотничьего журнала» и «На острие клинка»? Разумеется, всё то, что связано с охотой, войной и прочими традиционно мужскими занятиями: оружие, ножи и разнообразное снаряжение.

Чтобы обозначить рамки рассматриваемой темы, сразу оговорюсь, что об охотничьем снаряжении как-нибудь в другой раз. Да и об огнестрельном оружии, пожалуй, тоже: всё-таки журнал посвящён колюще-режущим инструментам. Поэтому речь пойдёт о коллекционировании клинкового оружия и ножей. 

В настоящее время появились большие возможности для создания самых разнообразных коллекций. Выбор тем для легального коллекционирования широк и огромен, на любой вкус, интерес и кошелёк – от дорогого исторического и военного антиквариата и шедевров современных мастеров, способных подчас конкурировать с работами златоустовских патриархов прошлого, до складных ножей советской эпохи и весьма оригинальных изделий «зэкпрома».

В общем, разгуляться есть где. Сразу хочу отметить, что данная статья предназначена в первую очередь для тех, кто только планирует создать свою коллекцию «старины», но если что-то из неё вдруг покажется новым и полезным для бывалых коллекционеров, буду этому весьма рад. Итак, начнём с самого главного вопроса: какие бывают коллекции и зачем нам всё это нужно? По происхождению коллекции условно можно разделить на научные, частные и семейные. Первые свойственно иметь музеям, научным центрам, исследователям и прочему учёному люду.

Куча железа vs. коллекция

Как правило, кропотливо собранные в экспедициях предметы таких коллекций помимо экспонирования предназначены для вполне конкретных научно-прикладных задач: изучения, сравнения, анализа свойств и материалов и т. д. и т. п. Частные коллекции обычно тщательно собираются силами одного коллекционера, годами и на свои кровные. Как правило, главной целью их создания являются радование глаза владельца и вызывание восхищения у его друзей (при должных условиях хранения и экспонирования).

И, наконец, самая интересная и редкая категория – это семейные коллекции. Учитывая, что речь идёт о холодном оружии и ножах, в таких коллекциях содержатся экспонаты, принадлежавшие героическим предкам, – от личного оружия до военных трофеев, добытых в ходе различных войн и прочих кампаний. Как я уже говорил, такие коллекции в наше время наиболее редки, так как чаще всего являются атрибутом старинных знатных родов, коих в мире и особенно в России после известных событий XX века осталось не так много. Да и само поддержание коллекции в должном состоянии всё же требует определённого внимания, сил и вложений.

Итак, что делает коллекцию коллекцией? Конечно же, система или концепция, на основе которой коллекция собирается. И если бессистемное собирание в итоге сделает вас обладателем кучи занятного железа разного уровня стоимости, то наличие системы способно не только создать имя владельцу, но и со временем увеличить статус и стоимость коллекции.

Поэтому имеет смысл сразу определиться, что и по какому принципу вы собираете: советские перочинные ножи определённого завода или вашего детства, кавказские кинжалы или оружие Запорожской Сечи, морские кортики или работы одного из мастеров прошлого. Тут выбор, как уже сказано выше, ничем не ограничен (в отличие от финансовых возможностей).

Куча железа vs. коллекция

Следующий пункт, который всегда следует учитывать, это действующее законодательство. В нашем случае это законы, связанные с условиями хранения и приобретения холодного оружия, оборотом предметов антиквариата, а также возможными последствиями в случае преднамеренного или случайного приобретения краденого имущества (к сожалению, такое тоже иногда случается). Всё это коллекционер обязан знать и помнить, дабы в случае чего не оказаться в неловкой ситуации либо суметь максимально грамотно из неё выйти.

Далее. Если вы приобрели какой-то предмет, то стоит сразу задуматься о поддержании на должном уровне его состояния, внешнего вида и, если того требует ситуация, реставрации. Потому что любые материалы, прожившие не одно столетие, имеют свойство разрушаться, особенно при условии их долгого пребывания в земле или влажной среде либо просто при отсутствии должного ухода. В этом случае плесень, коррозия, усыхание, растрескивание и механические повреждения становятся вполне себе нормальными обыденными явлениями, которые приходится принимать и срочно «лечить».

При отсутствии надлежащих условий хранения и ухода большинство разрушительных процессов могут начать прогрессировать, и, если их вовремя не остановить, иногда буквально за несколько лет состояние предмета может измениться в худшую сторону до неузнаваемости. При этом следует помнить, что чаще всего вышеупомянутые процессы являются необратимыми и исправить что-либо будет уже невозможно.

Кстати, к чести многих коллекционеров стоит заметить, что состояние предметов частных коллекций подчас на порядок выше, нежели в отдельных музейных собраниях. И ладно, если бы речь шла о каком-нибудь деревенском музее, где работают 2–3 энтузиаста, нередко преклонного возраста, сумевшие не благодаря, а вопреки сохранить старинные предметы своего села и за сущие копейки поддерживать созданный ими музей. Часто отвратительным ненадлежащим отношением к хранению коллекций грешат крупные научные центры, ухитряющиеся за 50–60 лет полностью сгноить уникальные предметы старины…

Куча железа vs. коллекция

Как реставрировать свои сокровища – самостоятельно или с привлечением специалистов – дело личное. Обращу ваше внимание лишь на пару моментов. В наши дни можно найти почти любую информацию о том, каким образом привести в порядок тот или иной материал, подвергшийся разрушительному воздействию времени и нездоровых механических усилий со стороны прежних владельцев.

Поэтому если вы уверены, что ваши руки на 100% растут из плеч, а знаний в области химии и прочих необходимых дисциплин вполне достаточно, то после предварительных консультаций со специалистами и тренировки на чём-нибудь ненужном вполне можно попробовать реставрировать предмет самостоятельно.

Но в ходе реставрации следует помнить главное правило: целью реставрации является сохранение предмета в оригинальном виде и предотвращение его дальнейшего разрушения. Испортить предмет бестолковой «реставрацией» можно ничуть не меньше, а то и больше, чем это делают время, вода, механические повреждения и т. п., и в случае нанесения необратимого вреда винить придётся только себя. Поэтому по возможности лучше действовать так, чтобы впоследствии оставалась возможность исправить свои ошибки.

Иными словами, семь раз отмерь, один раз отрежь. Тем, кто решится заниматься реставрацией самостоятельно, рекомендую прежде внимательно изучить соответствующие пособия. Для начала почитать книгу Валерия Хорёва «Реставрация оружия», где автор очень простым и доступным языком даёт массу полезных советов для начинающих вкупе с прекрасно иллюстрированными примерами реставрации различных образцов коллекционного оружия.

Куча железа vs. коллекция

Если же вы не очень уверены в своих силах, то лучше потратить деньги, обратившись к специалистам, и гарантированно получить качественно отреставрированную вещь (портфолио и возможности тех, к кому вы будете обращаться, лучше изучить заранее). Ну и не забывайте в дальнейшем следовать рекомендациям по условиям хранения и содержания вашей коллекции в должном виде. Помните: чем лучше сохранность – тем выше стоимость предмета.

Изучение истории каждого образца и умение более или менее хорошо ориентироваться в теме также являются необходимой составляющей в деле коллекционирования. Тут смотрите пункт про систему и концепцию коллекции: они практически совпадают. Сами по себе предметы вашей коллекции являются ничем иным, как всего лишь образцами ножей и прочего оружия.

Зато с исторической справкой, паспортом каждого предмета или хотя бы знанием его основных особенностей каждая вещь сама по себе становится уникальной. Даже если данного предмета не касались руки великих полководцев и прочих легендарных исторических деятелей, а представленный образец является типовым изделием давно исчезнувшего завода-артели вроде «Труд-Вача», всё равно о каждом предмете есть что рассказать.

Куча железа vs. коллекция

И тогда он уже перестаёт быть просто бездушной старой вещью, а превращается в самостоятельный и независимый осколок истории ушедших времён. И ценность его со временем возрастает тем больше, чем меньше остаётся предметов данной серии в ближайшей округе. Помимо этого, ваши знания и умение ориентироваться в теме способны со временем сделать вас экспертом в данной области, придав вес в среде коллекционеров, а заодно позволят уберечь себя и других от всевозможных недобросовестных продавцов, торгующих фальшивками. В общем, знание – сила, а силы много не бывает.

Экспонирование, или, иначе, создание условий для демонстрации коллекции. Вы можете быть счастливым обладателем уникальнейших предметов старины, но если вы не сумели создать соответствующих статусу предмета условий демонстрации, вся его красота, величие и историческая значимость не смогут произвести сильное впечатление на зрителей. Хорошая выставочная витрина или демонстрационный стенд по значимости подобны ювелирному украшению, в которое вмонтирован редкий драгоценный камень.

В этом случае дизайн одного способен во всей красе подчеркнуть уникальность и значимость другого. Рекомендации тут те же, что и с реставрацией: если вы обладаете достаточно развитым вкусом, то можете сами оформить свою коллекцию. Если со вкусом не очень, но средства позволяют – попробовать обратиться к профессионалам.

В общем, коллекционируйте, собирайте, изучайте и не забывайте демонстрировать вашу коллекцию друзьям и знакомым. И не исключено, что однажды на повестку дня встанет вопрос об участии в уже официальных выставках, посвящённых исключительно вашей коллекции.

20

    Похожие статьи